Дыра в подбрюшье России

Несмотря на устойчивый ряд ассоциаций и мифов, Центральная Азия никогда не была окраиной цивилизации. Наоборот, располагаясь на перекрёстке культур и народов, она всегда становилась территорией, где сталкивались интересы великих держав. Что касается интенсивности конфликтов, то она зависела лишь от того, какая часть региона находилась под стабильным контролем.

В данном случае крушение Советского Союза открыло настолько глубокий ящик Пандоры, что пока мы видели лишь его малую часть. Хотя и этого достаточно. Гражданская война в Таджикистане, Ферганская долина, Ош — проблемы, запущенные (либо размороженные) после распада, показали лишь то, что на данный момент никакого решения они не имеют, а единственной тенденцией становится лишь рост числа тлеющих очагов.

Теперь же ситуация ухудшается, и самым стремительным образом. Фактор запрещенного в России «Исламского государства», несмотря на относительную слабость его реальных позиций, превратился в модный бренд, радикализирующий и без того взрывоопасную обстановку. В совокупности с ветхостью тучных коррумпированных режимов перспективы вырисовываются довольно пугающие.

Единственным видимым исключением остаётся Казахстан, который, казалось бы, в своё время сумел дистанцироваться от большей части негативных процессов. На деле мы имеем лишь то, что некоторые из этих процессов стали частью размеренной государственной политики. В итоге мы получили ту же самую несменяемость власти и клановую систему, которая в любой стране становится идеальной почвой для коррупции.

В качестве положительных моментов можно назвать лишь высокий уровень местных чиновников и существенно меньший накал русофобии. В отличие от Душанбе, где русских резали прямо на улицах, и Узбекистана, где им настойчиво показывали на дверь, Казахстан попытался по-максимуму использовать потенциал этой группы населения.

Что касается экономического аспекта, то здесь всё не так однозначно. Несмотря на принципы, декларируемые в рамках Евразийского Союза, и на роль самого Назарбаева в становлении данной структуры, она всё же оказалась не столь реальной, как того хотелось бы, не говоря уже о попытках определенных стран использовать площадку для льготного кредитования и преференций, в очередной раз выгодных лишь российским партнёрам, но не нам самим.

Серьёзное беспокойство вызывают и традиционные попытки «усидеть на двух стульях». И если в прошлом это были чисто экономические проекты, то сегодня речь идёт уже о внешнем контроле, причем не над самими странами, а над процессами, которые при должных манипуляциях могут обеспечить их крушение.

Лучше всего это видно на примере формата «С5+1». Формат этот довольно новый, и обозначен был лишь в начале ноября прошлого года, когда американский госсекретарь Джон Керри совершил грандиозное турне по Средней Азии. Центральным пунктом поездки стал саммит в Самарканде, где состоялась его встреча с министрами иностранных дел Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Туркмении.

Собственно, эти страны и составили «пятерку». Что касается второй части названия, то она выглядит как указание на подотчетность, и по сути так оно и есть. Да, формально мы имеем дело с «площадкой для диалога», однако ясно, кто будет выбирать повестку дня. Более того, основа любой подобной структуры — это грамотная и адекватная реальности декларация. А в данном случае мы видим лишь общие слова, похожие на отписку. За рамками дежурных слов о «бизнес-партнерстве», она, прежде всего, посвящена «энергетике и транзитным возможностям». Выглядит это довольно бредово, поскольку ясно, что основа экспорта всех этих государств — сырьё и энергоресурсы, но в первом случае Штаты не испытывают абсолютно никакой в нём потребности, а во второй — не имеют никаких возможностей, благо что газовую трубу в Штаты не протянешь, а региональная нефть их может заинтересовать лишь по демпинговым ценам.

Разумеется, все участники формата прекрасно это понимают, однако тут набирают оборот либо всё те же клановые интересы, либо обособленные проекты. Так, Туркмения в самом деле заинтересована в совместных мероприятиях, поскольку на них можно купить себе часть афганского направления для реализации газопровода на Индию и Пакистан. Для других же игроков это еще и возможность поторговаться с реальными партнерами, с Россией и Китаем.

Опять же, никто не ставит под сомнение тот факт, что любые американские инициативы в регионе направлены именно против Москвы и Пекина. Вопрос только в том, какова глубина намерений. Очевидно, что среднеазиатские столицы подключатся в этой игре, полагая, что она усилит их роль на переговорах и позволит получить более выгодные предложения.

Однако, очень многое говорит о том, что подлинная цель заключается вовсе не в усилении позиций Вашинтона. Это лишь тактический этап, некая ширма, за которой можно и перехватить рычаги исламизации, и сформировать базу для локального воскрешения «арабской весны». В таком случае самым вероятным исходом станет крах самой государственности, что превратит Центральную Азию в такую черную дыру, что она накроет регион по всему периметру, создав невероятные проблемы и для нас, и для китайцев.

Но это лишь некая перспектива. Пока налицо лишь попытки сыграть на формате, использовав его в своих интересах. Ближайший саммит запланирован на лето. Ясно, что Штаты используют его по-максимуму. Но именно на основе тех решений, которые будут приняты, пусть даже в абстрактном виде, можно будет судить о границах и сроках запланированной катастрофы.

http://www.segodnia.ru/content/175749

Добавить комментарий