Государственная Третьяковская галерея открывает выставку «Симон Ушаков — царский изограф

Государственная Третьяковская галерея открывает первую в истории монографическую выставку произведений Симона Ушакова (1626–1686) — самого известного русского иконописца XVII века, реформатора, основоположника нового стиля, получившего широкое распространение в творчестве мастеров московской Оружейной палаты, а затем и далеко за пределами столицы.
Главным художественным открытием Ушакова было так называемое живоподобие — сложная система живописных приемов, позволявших передавать объем, фактуру и цвет лиц, причем сам мастер и его современники создали особую теоретическую концепцию, объяснявшую эти нововведения. Из обширного художественного наследия Ушакова до нас дошло около полусотни подписных икон (бóльшая часть которых представлена на выставке), что достаточно много даже по меркам XVII столетия, не говоря уже о более ранних временах. Значительную роль мастер сыграл в становлении в России нового вида изобразительного искусства — гравюры по металлу.
На основе многочисленных документов, сохранившихся в архивах, исследователям удалось проследить творческий путь Симона Ушакова от знаменщика, по рисункам которого создавались различные изделия в Серебряной палате и в мастерских золотного шитья, до ведущего мастера Оружейной палаты.
В экспозиции собраны все лучшие работы Симона Ушакова. Часть ранних икон, относящихся к 1650-м — началу 1660-х годов, выполнена в традиционной манере, однако среди них есть и первые образцы «живоподобного» стиля, созданные для московской церкви Троицы в Никитниках. В их числе самая ранняя икона Спаса Нерукотворного (ГТГ) — это любимая тема, к которой художник обращался много раз на протяжении всей своей жизни.
На выставке кроме икон самого Симона Ушакова экспонируются наиболее известные работы его прямых учеников (среди которых были такие мастера как Георгий Зиновьев, Михаил Милютин и, возможно, Феодот Ухтомский). Особый раздел выставки составляют иконы, которые более не считаются написанными самим Ушаковым, — от произведений, почти полностью утративших авторскую живопись в результате поновлений, до явных подделок с фальшивыми надписями, созданных в другие эпохи. Их сравнение с подлинными работами мастера позволяет лучше ощутить своеобразие не только индивидуальной творческой манеры Ушакова, но и стиля мастеров Оружейной палаты в целом.
Выставка «Симон Ушаков – царский изограф» будет открыта с 9 сентября 2015 по 10 января 2016 по адресу Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12.
Анонс составил Михаил Кондратенко по материалам Государственной Третьяковской галереи.

Добавить комментарий