Искусство взаимодействия 18 декабря 2015 — 28 февраля 2016

Выставкой «Искусство взаимодействия» Центр МАРС исследует современный контекст развития технологичного искусства, в котором происходит смещение акцента с художника в сторону зрителя. Важность последнего становится первостепенной, ведь именно зритель своими действиями может влиять на произведение искусства – рисовать фантазийный миры взмахом руки, создавать музыку жестами, управлять виртуальной реальностью.

Среди участников проекта — московский музыкант, художник и создатель странно звучащих механизмов ::VTOL:: ; видеохудожник Иван Кабалин | kbln |; Ivan Rastr; TUNDRA, Kuflex, Ян Калнберзин и Евгений Афонин (Curiosity Media Lab) и другие знаковые российские медиахудожники. Выставка пройдет с 18 декабря по 28 февраля и будет сопровождаться параллельной программой образовательных и музыкальных мероприятий. 

2

Пора признать, что вслед за музыкой и литературой пластическое искусство стремительно теряет черты элитарности, обращаясь к все более широкой аудитории. Трансформируются и традиционные и новые медиа; в этом смысле проект «Искусство взаимодействия» в Центре МАРС, представляющий новое поколение российских медиахудожников, исследует возможности интерактивного искусства и задает фундаментальные вопросы, связанные с ролью зрителя в восприятии произведения.

Их работы объединяют две основные тенденции: первая – это попытка уйти от персонального, сугубо авторского искусства как прямой проекции внутреннего мира художника, вторая – ориентация на новые технологии. Это мир гиков-интровертов, выплеснувшийся на поверхность коллективного бессознательного.  Освобождая свое искусство от личных семантических кодов,  авторы делают шаг навстречу зрителю, вовлекая его в круг своих культурных интенций, давая ему возможность выстроить образы в соответствии с собственными эстетическими правилами и установками. Свет и видео играют в этом процессе роль идеального проводника. Психологически этот феномен работает по принципу проективных методик. Смыслы и эмоции, которые испытает зритель при взаимодействии с инсталляцией, накладываются на его первоначальную инстинктивную реакцию, и напрямую зависят от нее.

3

В беседе «Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно» Мераб Мамардашвили говорит о том, что культурное и социальное разнообразие современного мира предъявляет к искусству претензию, которую еще недавно было просто невозможно представить. Возникла необходимость найти способ передавать эмоции и отражать чувства, не оглядываясь на культурный бэкграунд, который может серьезно различаться у зрителей. Человек, не знающий в достаточной степени античную философию – более не невежда, а ценитель живописи эпохи Возрождения – не обязательно подлинный эстет. Подобные предрассудки отмирают в современном обществе вместе с классическим образованием, на смену которому приходят открытые системы, где  объем и необходимость тех или иных знаний определяется личными особенностями человека. И нужно признать, что интерактивное искусство укладывается в эту схему будущего лучше других.

(с)  Sparta

Добавить комментарий