Испанские политики делят тело Франсиско Франко

Испанские политики делят тело Франсиско Франко

Вокруг перезахоронения диктатора развернулась политическая борьба

Кабинет министров Испании утвердил подзаконный акт о перезахоронении тела диктатора Франсиско Франко, который управлял страной в 1939–1975 годах. С этой инициативой выступила Испанская социалистическая рабочая партия (PSOE), недавно пришедшая к власти. Опрошенные “Ъ” испанские эксперты уверены: для социалистов эксгумация тела Франко — важный политический шаг, при помощи которого они попытаются укрепить доверие к правительству и продемонстрировать свое превосходство над ушедшим в июне в отставку кабинетом министров Народной партии (PP). Лидер «народников» Пабло Касадо, в свою очередь, уверен: такая инициатива «раскалывает общество», для которого вопрос наследия Гражданской войны 1936–1939 годов до сих пор остается крайне острым и болезненным. Перенос останков теперь должен утвердить Конгресс депутатов (нижняя палата парламента), и эксперты не исключают, что на этом этапе Народная партия может оказать социалистам сопротивление.

Откладывание в долгий ящик

Испанские социалисты не раз поднимали вопрос о переносе останков Франсиско Франко, однако сейчас они максимально приблизились к реализации этой идеи. В пятницу правительство Испании утвердило декрет о перезахоронении. Теперь документ должен рассмотреть парламент страны. Конгресс депутатов (нижняя палата парламента) собирается сделать это в начале сентября.

Сейчас диктатор похоронен в базилике монументального комплекса Долина павших в часе езды от Мадрида. Этот комплекс сооружен в 40–50-х годах XX века по приказу самого каудильо в память о погибших в Гражданской войне 1936–1939 годов. В комплексе похоронены не менее 34 тыс. человек, воевавших по разные стороны баррикад — как республиканцы, так и франкисты.

Останки испанского лидера планируют передать его родственникам, которые сами решат, где будет новое место для могилы. Один из вариантов — семейный склеп, где уже похоронена жена каудильо.

По мнению PSOE, из-за могилы диктатора Долина павших превращается в памятник франкизму. «Ни одна демократия не может позволить себе памятники, которые превозносят диктатуру»,— объяснил премьер-министр Педро Санчес причину, по которой его правительство добивается перезахоронения.

Гражданская война в Испании

История вопроса

Также PSOE не устраивает, что сам каудильо умер не в бою, а естественной смертью и что при строительстве Долины павших использовали труд заключенных. Партия начала активно обсуждать эту проблему в период правления социалиста Хосе Луиса Родригеса Сапатеро (2004–2011 годы). В 2007 году, когда у социалистов было большинство в Конгрессе, с их подачи был принят закон «Об исторической памяти». В нем Долина павших признается памятником жертвам франкизма. Франсиско Франко планировали перезахоронить именно с помощью этого закона. Таким образом партия хотела переосмыслить суть мемориала. Однако реализация закона застопорилась в 2011 году, когда к власти пришла Народная партия.

Могила, укрепляющая власть

Опрошенные “Ъ” испанские эксперты сходятся во мнении, что перезахоронить Франсиско Франко как можно скорее — важная политическая задача для PSOE. Социалисты вернули себе власть в июне нынешнего года, после того как правительство PP отправили в отставку из-за коррупционного скандала. Место консервативного премьер-министра Мариано Рахоя занял лидер PSOE Педро Санчес. Однако большинство в Конгрессе депутатов по-прежнему остается у PP (134 места из 350), в то время как социалисты занимают 84 депутатских кресла. При этом на пятки им наступает другая левая партия — Podemos («Мы можем»). Ей нет и пяти лет, однако в сжатые сроки она смогла объединить вокруг себя еще несколько партий, создать коалицию Unidos Podemos («Объединившись, мы можем») и вместе с ней занять в Конгрессе депутатов 67 мест.

В связи с этим у Педро Санчеса, как пояснили “Ъ” опрошенные испанские историки, есть множество причин, чтобы довести дело о перезахоронении до конца. «В сегодняшней политической ситуации PSOE не может проводить важные политические решения из-за своей слабости в Конгрессе, но может сделать большой символический поступок и дистанцироваться от франкистского наследия, к которому PP и Ciudadanos («Граждане», 32 места из 350.— “Ъ”) относятся более спокойно»,— называет одну из причин историк, профессор Университета Барселоны Керальт Соле Баржау. Историк Антонио Канельяс добавляет: «Во-первых, премьер Педро Санчес продолжает политику своего предшественника Хосе Луиса Родригеса Сапатеро в этом направлении. Во-вторых, он хочет продемонстрировать, что может больше, чем Podemos».

«Премьер Санчес сделал ставку на разворот партии влево,— продолжает мысль испанский историк, профессор университета Трент (Канада) Антонио Касорла-Санчес.— Частично это необходимо, чтобы вернуть избирателей, которые в последние годы перешли к более радикальной Podemos. Согласно опросам, эта стратегия работает, сейчас партию воспринимают как серьезную и компетентную. Эксгумация тела Франко лишь усилит образ эффективных властей, которые готовы выполнять свои обещания». Также эксперт добавляет, что сегодняшний «динамичный образ» PSOE «сильно контрастирует с инертным правительством Мариано Рахоя, а также с дезориентированными партиями Podemos и Ciudadanos».

Право на останки

Хотя социалисты как никогда близки к перезахоронению, они в очередной раз сталкиваются с препятствиями.

Против эксгумации выступают родственники Франсиско Франко.

В июне один из внуков лидера опубликовал в газете La Razon открытое письмо Педро Санчесу, в котором сравнил попытки Социалистической партии предать Франко забвению (в частности, посредством переименования улиц, учреждений и переноса захоронений) с разрушениями, исходящими от террористической группировки «Исламское государство» (организация запрещена в РФ). В июле все семь внуков каудильо направили правительству письмо о несогласии с переносом тела. 20 августа президент Фонда Франсиско Франко Хуан Сисарро в интервью агентству EFE настаивал, «что тело принадлежит семье, а эксгумация без разрешения семьи — это надругательство над ним».

Чем известен Франсиско Франко

Вопрос принадлежности останков Франсиско Франко, впрочем, неоднозначен. Базилика, в которой похоронен Франко, считается местом отправления религиозного культа. Как пояснял газете El Pais профессор Университета Карлоса III, специалист по историческому наследию Рафаэль Эскудеро, в этой ситуации последнее слово в вопросе перезахоронения остается за церковью, а не за семьей.

Раньше церковь вставала на сторону семьи каудильо, однако на этот раз согласилась поддержать правительство. Педро Санчес провел переговоры с архиепископом Мадридским, кардиналом Карлосом Осоро. И тот дал понять политику, что не будет мешать эксгумации. Антонио Касорла-Санчес объясняет смену позиции церкви тем, что в 2013 году католическую церковь возглавил «прогрессивный папа Франциск, который очень внимательно относится к правам человека». «Несмотря на то что церковь остается очень консервативной, она уступает позиции Ватикана»,— заключает эксперт.

«Церковь совершенно не заинтересована в том, чтобы ее воспринимали как защитницу диктатуры Франко,— считает профессор Папского университета Комильяса (Мадрид) Хосе Мария Марко.— Вместе с государством она охраняет монумент с очень глубоким и сложным смыслом, в котором могила Франко — второстепенный элемент, хотя и очень важный. Думаю, церковь осознала, что в данном случае ее миссия выходит далеко за рамки этих останков».

Антонио Канельяс, впрочем, отмечает: хотя Педро Санчес переманил на свою сторону Карлоса Осоро, это еще не гарантия успешного перезахоронения. «Долина павших относится к ведению Бенедиктинского аббатства. Согласно каноническому праву (церковному законодательству.— “Ъ”), этим аббатством управляют его же собственные пасторы»,— поясняет эксперт. В связи с этим оно обладает независимостью, а «архиепископ Мадридский вмешивается в дела, которые не входят в его компетенцию». «Возможно, таким образом он рассчитывает наладить отношения с кабинетом Педро Санчеса, достаточно враждебным к католицизму. Однако если правительство почувствует, что церковь слаба, а внутри нее неразбериха, может получиться ровно наоборот»,— предполагает господин Канельяс.

«Историческая победа»

Вопрос о том, поддержат ли декрет депутаты, до сих пор открыт. Большинство мест в Конгрессе депутатов (134 из 350) по-прежнему принадлежит Народной партии, правительство которой в июне нынешнего года ушло в отставку. PP в конце 70-х годов XX века после смерти Франсиско Франко основали экс-члены Национального движения — единственной легальной партии в годы правления диктатора. Находясь у власти, PP отказывалась переносить останки Франсиско Франко в другое место.

В испаноязычных СМИ появлялась информация о том, что на этот раз консерваторы воздержатся, и таким образом социалисты смогут наконец реализовать свою идею. Однако, комментируя в конце июля очередную попытку социалистов, лидер Народной партии Пабло Касадо заявил, что «не потратил бы ни евро на то, чтобы выкопать Франко», и отметил, что Педро Санчес «повторяет за Сапатеро и раскалывает общество». Опрошенные “Ъ” эксперты расходятся во мнениях: одни считают, что на этот раз PP воздержится при голосовании и позволит реализовать инициативу, другие не исключают, что консерваторы будут стоять за каудильо до последнего

Профессор Керальт Соле Баржау предполагает, что для «народников» реализация инициативы может стоить голосов избирателей.

«Избиратели социалистов не перестанут голосовать за них из-за эксгумации Франко, а вот некоторые сторонники PP и Ciudadanos, возможно, отвернутся от этих партий, если те не защитят диктатора»,— рассуждает эксперт.

«Действующий лидер PP Пабло Касадо ультраконсервативен,— рассказывает Антонио Касорла-Санчес. — Нет никаких гарантий, что он не решит препятствовать эксгумации Франко из-за того, что это, по его мнению, будет более выигрышно для привлечения избирателей, чем проголосовать за или воздержаться». При этом эксперт отмечает, что решение «в любом случае не будет простым». В отличие от Керальт Соле Баржау, господин Касорла-Санчес полагает: многие избиратели хотят, чтобы партия «попрощалась с пережитками франкизма», и резкий подход PP к этому вопросу может оттолкнуть их.

В случае положительного исхода голосования PSOE будет воспринимать перезахоронение «не просто как политическую, но и как историческую победу», прогнозирует Хосе Мария Марко, поясняя: партия думает, что таким образом «вычеркнет из общественного обсуждения и сотрет из коллективной памяти испанцев то, что нужно было стереть много лет назад». «Но не уверен, что это ощущение социалистов полностью соответствует действительности,— предостерегает эксперт.— Для значительной части населения этот поступок — своеобразная историческая месть, попытка обелить преступления левых республиканцев: для них стороны в Гражданской войне не делились на плохую и хорошую».

Екатерина Мареева

«Над всей Испанией безоблачное небо»

Испанские политики делят тело Франсиско Франко

Хроника гражданской войны в Испании — в фотогалерее «Ъ».

Добавить комментарий