Кандидаты остались незамеченными

Кандидаты остались незамеченными

Движение «Голос» проанализировало предвыборную кампанию

Злоупотребление административным ресурсом на всех этапах избирательной кампании стало неотъемлемой частью российских выборов. В результате политическое поле оказалось зачищено настолько, что выборы оказались избирателям неинтересны, говорится в докладе движения в защиту прав избирателей «Голос» о предвыборной агитации и мобилизации избирателей на выборах 9 сентября.

Уровень поддержки властей снизился после принятия решения о проведении пенсионной реформы, поэтому ради победы «административных кандидатов» явка в регионах специально «сушится», чтобы на участки не прошел протестный электорат, говорится в докладе «Голоса». В нем отмечается, что заданный на президентских выборах стандарт «не позволяет формировать вокруг выборов информационный вакуум», как это делалось для снижения явки последние несколько лет. «В случае с информированием есть проблемы,— сказал “Ъ” руководитель аналитической группы “Голоса” Станислав Андрейчук.— Был задан некий стандарт, есть очень активные технологии вроде конкурсов селфи. В отличие от февраля-марта это отрабатывается очень формально. Похоже на некий распил бюджета технологами». По словам эксперта, единственным исключением является Екатеринбург, где ожидается наиболее высокая явка — на выборах в гордуму она может составить 30–35%.

К снижению интереса граждан к выборам привело в первую очередь отсутствие реальной конкуренции — политическое поле было зачищено еще на этапе выдвижения и регистрации. В итоге административные технологии оказались «почти единственным работающим механизмом мобилизации избирателей». Из-за необходимости приводить на участки зависимый и лояльный власти электорат во многих регионах возросло административное давление на отдельные группы избирателей.

В «Голос» стали чаще поступать сигналы о принуждении избирателей к участию в выборах либо о попытках их подкупа.

Например, в Хабаровском крае для поднятия явки на выборах стартовал проект «Народная карта — Наш выбор 27», в рамках которого жителям предоставят скидки от 3 до 15% в магазинах-партнерах. В Новосибирской области молодежная избирательная комиссия и издательский дом «Советская Сибирь» объявили конкурс селфи на избирательных участках 9 сентября «Cелфичеллендж2». Участникам обещают ценные призы — «гигантские LED-телевизоры, планшеты iPad, игровые приставки Sony PS4». При этом на сайте госзакупок «Голосу» не удалось найти заказов избиркома или издательского дома на поставку призов. В Магадане тем, кто придет на избирательные участки до полудня, обещают раздать билеты на концерт группы «Мумий Тролль». Подобные акции пройдут во всех регионах страны, где 9 сентября состоятся выборы. В целях мобилизации используются различные государственные и муниципальные программы, где определение проектов для приоритетного финансирования увязывается с итогами голосования на конкретных избирательных участках. «Следствием этого становится снижение осознанности выбора, дальнейшее падение уважения и доверия к этому институту»,— говорится в докладе.

Почему врио губернаторов отказываются от дебатов

При этом агитация самих кандидатов практически незаметна, говорят в «Голосе». «Агитационных материалов появляется мало, а слоганы и темы кампании представляют собой набор банальных штампов, не позволяющих избирателю сформировать свое мнение о кандидате»,— пишут эксперты. В последние недели перед днем голосования участились случаи снятия кандидатов за незначительные проступки, которые, по мнению «Голоса», могли бы быть урегулированы в рамках гражданского законодательства. Так, за нарушение авторских прав были сняты кандидаты в депутаты от КПРФ и ЛДПР в Пермском крае. Причиной в обоих случаях стало использовании в агитации картинок с видами города, взятых в «Яндексе»: хотя сам поисковик претензий не имеет, суд принял решение кандидатов снять.

В то же время на пользу кандидатам от власти идут и подконтрольные администрациям СМИ, которые под видом освещения деятельности врио фактически занимаются агитацией. Поддержку им оказывает и Владимир Путин: на конец августа президент провел встречи с главами 18 из 22 таких регионов. Эти встречи активно освещались в федеральных и местных СМИ и стали одним из ключевых событий в кампании каждого из кандидатов. Ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков анонсировал ряд встреч на этой неделе.

Екатерина Гробман

От Шагала до Элеватора

Кандидаты остались незамеченными

Как агитируют на региональных выборах

Добавить комментарий