МАРСИАНИН

Во время пребывания исследовательской экспедиции на Марсе разыгралась страшная буря, в суматохе экипаж посчитал раненого астронавта Марка Уотни (Мэтт Дэймон) погибшим и улетел без него. Но Марк выжил и оказался на чужой планете в полном одиночестве. Обладая скудными запасами, он должен мобилизовать всю изобретательность, ум и силу духа, чтобы выжить и найти способ сообщить на Землю, что он жив. За миллионы миль от него специалисты НАСА и международная команда ученых неутомимо работают над тем, чтобы спасти «марсианина», и одновременно его друзья по экипажу задумывают смелую – практически невыполнимую – спасательную операцию. На фоне проявления невероятной храбрости мир сплотился в желании вернуть Марка Уотни на Землю. Фильм режиссера Ридли Скотта «МАРСИАНИН», снятый по мотивам известного романа, собрал звездный состав, включающий Джессику Честейн, Кристен Уиг, Джеффа Дэниелса, Майкла Пенья, Кейт Мара, Шона Бина, Себастьяна Стэна, Акселя Хенни, Дональда Гловера, Маккензи Дэвис и Чиветеля Эджиофора.

В этом мире мы все порой испытываем чувство одиночества. Но Марк Уотни знает, что такое остаться одному на Марсе.

Экипаж решил, что Марк погиб в результате сильной бури, вызвавшей экстренную эвакуацию экспедиции, но он очнулся после ранения и должен незамедлительно действовать, чтобы выжить. Если он сумеет сохранить решимость и не стать первой человеческой жертвой Марса, то помощь придет только через пару лет, ведь до Земли несколько миллионов миль.

«Это настоящая история выживания, – говорит режиссер Ридли Скотт. – Марк Уотни оказался в условиях невероятного давления и изоляции, и этот фильм о том, как он себя ведет в этой ситуации. Судьба Марка зависит от того, победит ли паника и отчаяние, смирится ли он с неизбежностью смерти или будет полагаться на свою подготовку, изобретательность и чувство юмора, чтобы сохранять спокойствие и решать необходимые проблемы».

Чувство юмора становится его главным оружием и дает ему силы отбросить безнадежность и не думать о печальных обстоятельствах. Стремление сохранить мужество и оптимизм играет очень важную роль в этой истории, и эта черта характера Марка привлекла Мэтта Дэймона.

«Мне нравился юмор, не только Марка Уотни, но и других персонажей, – признается актер. – Здесь комедийный тон не превращается в развязный и удачно дополняет насыщенный драматизм ситуации, а это не часто встречается в научно- фантастическом жанре».

Мэтт Дэймон получил сценарий от продюсера Саймона Кинберга, с которым работал над боевиком «Элизиум: Рай не на Земле». Актер получил сценарий в пятницу, а уже в воскресенье выразил полную готовность сниматься.

«Мэтт отреагировал на сюжет точно так же, как и мы на студии, – вспоминает Саймон Кинберг. – Он оценил сценарий как оригинальный, интересный, увлекательный и не похожий на другие истории о выживании. Мы не представляли другого актера в роли Марка Уотни».

Сценарий основан на романе бывшего программиста, а ныне писателя Энди Вейера. Первым электронную версию книги прочитал продюсер Адитья Суд; роман публиковался частями онлайн, потом полная электронная версия была представлена на Amazon, а в 2014 г. книга вышла в твердой обложке.

Адитья Суд рассказывает: «Я думаю, это – лучшие научно-фантастические истории, которые я когда-либо читал. На Марка Уотни свалились все возможные беды, а он держится. Этот сюжет обладает многообещающей основой, которая делает его неординарным приключенческим фильмом».

Саймон Кинберг был покорен книгой, прочитав всего тридцать страниц, и киностудия «Двадцатый Век Фокс» приобрела права на роман от имени компании Саймона Кинберга Genre Films, имеющей право «первого просмотра». Затем книгу отправили сценаристу Дрю Годдарду, посчитав, что он может стать автором сценария и режиссером будущего проекта. Саймон Кинберг говорит, что через несколько месяцев Дрю Годдард представил отличный черновой вариант. Несмотря на сложности, связанные с адаптацией книги, где решаются сложные научные и математические проблемы, в сценарии присутствует множество персонажей и сложных сюжетных линий.

Дрю Годдард вспоминает: «Я не мог оторваться от книги Энди Вейера. Я вырос в окружении ученых в известном городке Лос-Аламос в штате Нью-Мексико, и вижу, что Энди, как никто другой, показал своеобразную странность современных ученых. Работая над сценарием, я любой ценой хотел сохранить атмосферу книги».

Сценарий был готов, Мэтт Дэймон согласился сниматься, и разработка проекта быстро продвигалась до того момента, когда Дрю Годдард был назначен режиссером другой картины. Кресло режиссера освободилось, и его должен был занять, как говорил Саймон Кинберг, «не просто хороший, а великий режиссер». Рассматривались кандидатуры нескольких известных кинематографистов, знакомых с проектом, и тут продюсеры получили неожиданную новость: можно пригласить Ридли Скотта.

«Ридли – мой любимый режиссер, и он отлично подходил для такого сюжета, но в то время он занимался разработкой другого проекта, – вспоминает Саймон Кинберг. – Когда мы узнали, что тот проект отложен, то сразу передали Ридли Скотту наш сценарий».

Режиссер рассказывает: «Я был потрясен почти полной невыполнимостью задачи, которую должен решить Марк Уотни, и тем, сколько общих усилий потребовалось не только от специалистов НАСА, но и международных партнеров. Геополитические противники забыли о разногласиях и вместе трудились над спасением астронавта, а объем и сложность проблемы приковали к ней внимание всего мира».

Дрю Годдард был в восторге от того, что его сценарий попал к Ридли Скотту. Он признается: «Я до сих пор помню свое место в кинозале, когда я первый раз увидел на экране Роя Бэтти [в исполнении Рутгера Хауэра] и си-лучи, мерцающие во тьме возле Ворот Тангейзера, в фильме «Бегущий по лезвию» (я сидел в третьем ряду сзади по левой стороне в кинотеатре White Roxy Theater, и мне было семь лет). Все, что я написал, несет отпечаток влияния Ридли Скотта; его фильмы встроены в мою творческую ДНК. Возможность работать с ним стала подлинным воплощением мечты».

Автор романа Энди Вейер не мог поверить в стремительное превращение своего онлайн-произведения в сценарий крупного кинопроекта. Поначалу он и не поверил.

«Я живу в Северной Каролине и не встречался ни с моим агентом из Нью-Йорка, ни с продюсерами и представителями студии «Фокс» из Лос-Анджелеса. Поэтому, когда мне сказали, что Ридли Скотт будет режиссером этого фильма, я был убежден, что это – розыгрыш».

Энди Вейер считал свой роман, написанный на основе серьезных исследований и наполненный научными и математическими выкладками, «техническим произведением для разбирающихся в технике людей. Я даже подумать не мог, что рядовому читателю это будет интересно и даже понравится».

Все началось с того, что он просто представил себе экспедицию на Марс, а потом увлекся бесконечными сценариями провала такой миссии. «25 лет я работал над созданием компьютерных программ и отлично понимаю важность хорошей дублирующей поддержки», – говорит автор. Энди Вейер размещал в Интернете новые главы каждые шесть-восемь недель, читательская аудитория увеличивалась, и через три года сюжет был завершен. Энди выставил книгу на продажу на сайте Amazon за 99 центов, и с ним связался агент. Затем последовало общение с компанией Genre Films, и началось то, что, по словам Энди, является «воплощением мечты любого писателя».

События романа происходят в ближайшем будущем (примерно 12-15 лет вперед), и практически каждый научный аспект книги вполне правдоподобный и поддерживается современными теориями. Есть лишь одно исключение: учитывая низкую плотность атмосферы Марса (менее одного процента от плотности земной атмосферы), буря, описанная Энди Вейером в книге, там просто невозможна.

«Мне нужно было заставить астронавтов покинуть планету, и я позволил себе немного вольности, – признается автор. – И в придачу мне показалось, что буря – это всегда круто».

Во время этой самой бури, разыгравшейся во время 18-го солнечного дня из запланированных 31 дня экспедиции, кусок антенны пробил костюм Марка Уотни, он потерял сознание, и все датчики перестали работать (солнечный день на Марсе составляет примерно 24 часа и 40 минут). Начиная с этого момента изобретательность, решимость и смелость Марка будут подвергаться самым серьезным испытаниям.

Мэтт Дэймон рассказывает: «Марк Уотни – ботаник и инженер-механик, и его задача в экспедиции заключается в анализе и отборе образцов почвы для дальнейшего изучения ее состава и определения целесообразности выращивания различных культур на планете. Он обладает необходимыми знаниями и подготовкой для выживания, но время работает против него. Марк, понимает, что шанс на спасение придет не раньше чем через три-четыре года. В противостоянии человек-природа ставка обычно делается на природу».

Самым большим испытанием для Марка Уотни станет попытка перебороть себя и воспитать силу воли. Отчаяние действует так же разрушительно, как и враждебная марсианская среда. Марк ведет бортжурнал своей деятельности, подозревая, что он станет его завещанием, и регистрирует все с подлинной научной методологией и доброй долей юмора.

Энди Вейер добавляет: «Я создал образ Марка по своему подобию, хотя он умнее и смелее меня, у него нет моих недостатков. Я думаю, что это такой человек, каким бы я хотел быть. Это – Мэтт Дэймон».

Во время работы над сюжетом одним из самых приятных сюрпризов для Энди стало то, «как по ходу событий второстепенные персонажи приобрели решающее значение».

В сценарии Дрю Годдарда астронавты и сотрудники НАСА стали равноправными частями общего ансамбля. Ридли Скотт разработал некоторые сцены и сделал образ командира Мелиссы Льюис более ярким, создав еще одну сильную героиню, которые так характерны для его предыдущих фильмов.

Командир Мелисса Льюис, руководитель третьей экспедиции на Марс, известной как операция «Арес III», возглавляет экипаж из шести человек, включая Марка Уотни, и отвечает за миссию на поверхности Марса и космический корабль «Гермес», доставивший их на эту планету. Полет с орбиты Земли до Марса длился девять месяцев, и у Мелиссы Льюис было достаточно времени для завоевания авторитета у команды, а члены экипажа успели подружиться.

Джессика Честейн, сыгравшая командира Мелиссу Льюис, говорит: «Этот образ хорошо прописан, как еще один замечательный женский персонаж, созданный Ридли. Мелисса Льюис служила на флоте, и ей приходилось руководить командой очень толковых специалистов, выполняющих особые задания. Она дружелюбна и умеет находить общий язык с сотрудниками, но нет и доли сомнения в том, кто же здесь главный».

Приняв решение оставить Марка Уотни на Марсе, полагая, что он погиб, Мелисса испытывает огромное сожаление и чувство вины, которые впоследствии отрицательно скажутся на ее действиях и целостности всего экипажа.

На стороне командира Льюис выступает Рик Мартинес (Майкл Пенья), пилот корабля «Гермес», настоящий летчик, остроумный, уверенный в себе ветеран боевых действий. Он постоянно обменивается шуточками с Марком Уотни в первые дни экспедиции на Марсе, еще до ужасной бури и последовавшей за ней катастрофы.

«До этого я снимался в фильме «Ярость» [боевик о Второй мировой войне, вышедший на экраны в 2014 г.] и там научился традиционным шуточкам военных, – рассказывает актер. – Они, конечно, грубоватые, но зато все начеку и делают вид, что их ничего не пугает».

Командир Льюис, хотя и позволяет себе порой улыбнуться, считает пикировку Марка и Рика утомительной, и точно так же думает Бет Йоханссен (Кейт Мара), технический гений и опытный специалист. Сдержанная Бет отвечает в экспедиции за все компьютерные штучки.

Кейт Мара говорит: «Я встретилась с Ридли Скоттом и обсудила будущую роль еще до того, как мне передали сценарий. Я назвала одну из своих собак Люцием в честь персонажа фильма «Гладиатор» и являюсь поклонником Ридли Скотта, поэтому я, конечно, хотела сниматься у него».

Актриса также с удовольствием работала с Джессикой Честейн, и ей понравилось, что «Джессика играет командира. Моя героиня хочет быть похожей на Мелиссу Льюис, и это меня устраивало, потому что я восхищаюсь Джессикой, ее проектами и профессиональными решениями».

В экипаж корабля «Гермес» входят немецкий химик Алекс Фогель (Аксель Хенни) и американский военный хирург Крис Бек (Себастьян Стэн). Аксель Хенни, популярный норвежский актер, снимавшийся в таких фильмах как «Охотники за головами» и «Первопроходец», считает, что фильм «МАРСИАНИН» «одновременно повествует и об одиночестве, и о командной работе. Он выражает самые высокие идеалы человечества. Это – удивительно воодушевляющий рассказ, в который мне лично очень хочется верить».

Помимо медицинского образования Крис Бек, как и другие астронавты, хорошо разбирается в других науках и отлично подготовлен к различным неблагоприятным сценариям. Но они все хорошо понимают, что у любого космического путешествия есть два места назначения – поставленная цель или неизвестность.

«Я воспринимаю этих бесстрашных исследователей Марса как Льюиса и Кларка нашего поколения, — говорит Себастьян Стэн. – Стремление к открытиям заложено в ДНК человека».

В НАСА обеспокоенные руководители и инженеры все еще пытаются осознать, что они отправили на Марс шесть астронавтов, а на Землю возвращается только пятеро. Лучшие умы НАСА и расположенной в Калифорнии Лаборатории реактивного движения лихорадочно ищут способ вернуть Марка Уотни домой. Это событие стало главной новостью столетия. Руководители и специалисты НАСА и Лаборатории оказались в эпицентре народного волнения, когда весь мир обратил свой взгляд на них. Можете представить, что вы работаете под постоянным давлением? Станьте на место Энни Монтроуз (Кристен Уиг), директора пресс-службы НАСА. Помимо проблемы получения значимой информации от вечно занятых сотрудников НАСА она еще вынуждена лицом к лицу встречаться с толпой возбужденных журналистов, требующих хоть каких-нибудь новостей.

«Энни должна управлять тем, как множество важных людей подходит к этой ситуации, и принимать решения о том, что и как сказать общественности, – констатирует Кристен Уиг. – Ей приходится балансировать на тонкой грани между предоставлением публике желанной информации и защитой репутации НАСА».

Энни Монтроуз работает в основном в мужском коллективе, но она смогла заслужить уважение своего босса Тедди Сандерса (Джефф Дэниелс), директора НАСА, который несет на своих плечах немыслимую ответственность. Вопрос жизни и смерти решается на его письменном столе. Некоторые лучшие умы человечества ожидают его решения, и Тедди должен эффективно руководить людьми, обладающими порой огромным самомнением. Ведь он действительно работает с теми, кто отправляет ракеты на огромные расстояния.

«Тедди руководит очень умными и высокообразованными людьми, но в основе его подхода лежит принцип управления стаей котов, – отмечает Джефф Дэниелс. – Это – умные коты, но все же коты. Им нравится выдвигать различные теории и идеи и блистать своим умом на деловых встречах, но они не любят принимать решения. Сразу следует реакция: «О, это – не моя проблема. Вы же знаете, я – специалист по ракетам». Поэтому Тедди отчасти нравится его власть над этими блестящими специалистами, и он иногда даже заигрывает с ними. Занимается укрощением гениев».

Один из таких гениев Рич Пёрнелл (Дональд Гловер), специалист по расчету орбит в Лаборатории, заявился на встречу с боссами и начал демонстрировать план возвращения Марка Уотни на Землю. Он не знал, какой пост занимает Тедди Сандерс, и взял его в помощники для импровизированного показа своей теории в действии.

Джефф Дэниелс рассказывает: «Тедди понимает, что непочтительное поведение Рича можно сравнить с комплиментом королеве Англии – «Послушай, у тебя симпатичное платье». Короче, вундеркинда быстро отправили прочь».

Отсутствие у Рича Пёрнелла учтивого почтения к старшим отражает более глубокое культурное различие между чопорными и застегнутыми на все пуговицы сотрудниками НАСА, отвечающего за жизнь людей в космосе, и более свободными специалистами из калифорнийской Лаборатории.

Кабинеты Рича Пёрнелла и директора Лаборатории Брюса Энджи (Бенедикт Вонг) захламлены, в них царит беспорядок, и все указывает на то, что там проводят 24 часа в сутки. Марк Уотни сейчас не единственный, кто оказался в изоляции. Команда Лаборатории, призванная разработать зонд в немыслимо короткие сроки, практически живет в Лаборатории, как на острове, жертвуя личным временем ради спасения Марка Уотни.

Их титанический труд в итоге увенчался успехом. Тедди Сандерс чувствует важность теории, предложенной Ричем Пёрнеллом, что подтверждает директор НАСА по экспедициям на Марс д-р Винсент Капур (Чиветель Эджиофор). Он несет непосредственную ответственность за разрешение ситуации, в которой оказался Марк Уотни, и вся команда сейчас работает с полной нагрузкой.

Чиветель Эджиофор комментирует: «Меня поразило, как в этом сюжете показано космическое сообщество. Это самые одаренные люди на планете, и в то же время мы видим, что их взаимоотношения и офисная политика в принципе похожи на жизнь в любом другом офисе. Меня тронули усилия этого сообщества, направленные на спасение всего лишь одного человека и готовность отдать все оборудование, силы и ресурсы, чтобы вернуть его на Землю».

Актер продолжает: «Я беседовал с некоторыми сотрудниками НАСА и Лаборатории реактивного движения, чтобы оценить то давление, которое они ощущают во время работы. Астронавты полностью доверяют этим учреждениям, и все, кто там работает, знают, что единственная допущенная ошибка всплывет в самый ответственный момент. Винсент является воплощением профессионализма и преданности своему делу, но меня привлекала другая особенность: как только он начал близко к сердцу принимать судьбу человека, оставшегося на Марсе, он не рассматривает свою миссию как спасение астронавта — он спасает Марка Уотни».

Но собственных ресурсов НАСА и Лаборатории не хватает. К счастью, конкуренты агентства (Эдди Ко, Чен Шу) в Китайском национальном космическом агентстве выступили с интересным предложением, которое может создать новое ощущение гармонии и сотрудничества в международных и дипломатических отношениях или добавить новые трещинки в это хрупкое равновесие. Китайское агентство инициирует контакт с Тедди Сандерсом, чтобы предложить услуги китайской ракеты, способной обеспечить пополнение запасов на Марсе. Здесь мы видим, как работает профессиональная взаимовыручка: мужчины и женщины с общими интересами ищут способ, как обойти громоздкую государственную бюрократическую систему. Это – тот союз, который складывается из настоящих профессионалов в любой отрасли, независимо от их местонахождения или национальности.

Заручившись поддержкой Китая, Тедди Сандерс сталкивается с противостоянием со стороны одного из членов своей команды – руководителя полета операции «Арес III» Митча Хендерсона (Шон Бин). В отличие от Сандерса, обязанного соблюдать интересы и Марка Уотни, и НАСА, и неважно, в каком порядке, у Митча Хендерсона нет таких двойных обязательств. Его не волнуют проблемы НАСА с общественностью. У него есть одна единственная задача – вернуть астронавтов домой. Всех астронавтов.

«Митч не похож на остальных членов команды, он очень сосредоточенный и серьезный, – описывает своего героя Шон Бин. – Это – один из тех редких людей, которые не перекладывают ответственность на других и готовы поспорить с начальством. Он вне себя от гнева, что экипажу «Гермеса» не сообщили о том, что Марк Уотни жив. Он собирается поступить так, как считает нужным, независимо от того, чем это для него обернется».

Митч Хендерсон запускает очень рискованную цепь событий, угрожающих ему потерей работы и заставляющих экипаж «Гермеса» принять важнейшее решение, за которое их могут обвинить в неподчинении.

Но Митч Хендерсон и сотрудники НАСА не знали бы, что Марк Уотни выжил, если бы не любопытство рядового сотрудника Минди Парк (Маккензи Дэвис), работавшей в ночную смену в отделе связи со спутниками. Поздно ночью она выполняла поручение д- ра Капура и просматривала спутниковые изображения Ареса III, чтобы определить, в каком состоянии находятся запасы, и смогут ли следующие экспедиции ими воспользоваться. Уже прошел месяц после предполагаемой смерти Марка Уотни, и Минди хотела найти его тело. Она была потрясена увиденным.

«То, что узнала Минди, всколыхнуло все агентство, и она сразу перешла в другую весовую категорию, – поясняет актриса. – Сейчас она сидит за одним столом с высшим руководством, и это пугает ее. Минди должна быстро учиться и набираться уверенности, потому что новые обязанности означают, что люди будут обращаться к ней с вопросами».

А вопросы, на которые ищет ответы Марк Уотни, очень понятные: Как придумать способ выращивать еду, когда иссякнут запасы? Как установить связь с НАСА? Что делать с тающими запасами кислорода?

И как сохранить волю к жизни, если из развлечений только записи музыки «диско», оставленные командиром Мелиссой Льюис?

Добавить комментарий