Новгородчина- Любытино часть 4. Новости

усадьба Горемыкиных

Усадьба Горемыкиных

      Еще одна достопримечательность Любытино  это усадьба Горемыкиных.  Иван Логинович Горемыкин родился в дворянской семье в Новгороде в 1839 году. Получил юридическое образование, служил в Сенате. В 1895-1899 года министр внутренних дел Российской Империи. В 1906 и 1914-196 годах Председатель Совета министров. Семья Горемыкиных имела в Новгородской губернии около пяти тысяч десятин земли в родовом поместье. Поместье располагалось в живописном месте при впадении реки Белой во Мсту. Планировка усадьбы характерна для крупных поместий XIX века: территория четко делилась подъездной аллеей на две зоны — жилую и хозяйственную. Главную аллею — основную планировочную ось — пересекала великолепная лиственничная аллея. Особняк 1846 года был выстроен в стиле ампир на берегу реки Мсты. На реку смотрел крытый балкон на четырех колоннах, а центральная часть фасада завершалась ложным мезонином с большим окном.  От всего ансамбля усадьбы Горемыкиных до наших дней дошел летний гостевой дом, построенный в 1897 году. Во всей его композиции заметен изящный и оригинальный вкус, в котором читается переосмысление швейцарских мотивов, приемов раннего модерна, своеобразный сельский колорит.

Усадьба досталась ему от отца — Логина Ивановича, а до того она принадлежала бабке — Александре Родионовне, урожденной Лупандиной, которая вместе со своим мужем Иваном Дмитриевичем Горемыкиным владела землями в уездах Новгородской губернии. Мать Ивана Логиновича — Капитолина Николаевна была двоюродной сестрой Сергея Николаевича Дирина, лицейского товарища А.С.Пушкина. Выходец из рода Григорий Калинович Горемыкин погиб в сражении с французами в 1813 г. под Бауценом. На погосте в Любытино похоронен Василий Степанович Горемыкин, служивший денщиком при Петре 1. На Любытинской земле обрел покой и герой Крымской войны контр-адмирал Николай Егорович Рябинин. Могила его находится в с.Шереховичи, где так же когда то была церковь и рядом с ней захоранивали почётных граждан того времени.

        Здание  средней школы является, как бы дополнением к зданию церковно-приходской школы. И являет собой уникальный переход из одного века в другой. Напротив школы располагается местный краеведческий музей. Здание музея , это постройка жилого дома 19 века, о чём свидетельствует расположенная на нём табличка.

.DSCN3366DSCN3365DSCN3367DSCN3369DSCN3373DSCN3368

                                                                                   Тягач АТ-П

    Около любытинской средней  школы можно увидеть  довольно редкий экспонат. На постаменте установлен артиллерийский тягач АТ-П.  АТ-П  это  легкий, полу бронированный гусеничный артиллерийский тягач, который  использовался для буксировки 100-мм полевых пушек БС-3 и других орудий дивизионной артиллерии. Экипаж тягача состоял из трех человек, а для артиллерийского расчета имелось специальное шестиместное отделение. Туда же грузились ящики со снарядами.  Разработан в ОКБ Мытищинского машиностроительного завода в 1951—1952 годах и предназначался на роль лёгкого быстроходного тягача переднего края.  Примечательно, что с вооружения эта машина была снята только в 1998 году. Справа от тягача выложена аллея славы из камней, на которых увековечены имена любытинцев, отдавших свои жизни  в борьбе с фашизмом в Великой Отечественной войне  1941-1945гг.

                                                              Трактор СХТ 15/30

   Один из маленьких, но приятных сюрпризов, ожидающих путешественников в этом небольшом районном центре это один из первенцев отечественного тракторостроения, установленный на обочине дороги на Боровичи. Трактор был разработан на основе конструкции одного из лучших тракторов того времени «Интернешнл 15/30» выпускавшегося американской компанией «International Harvester». Имел классическую для колесных тракторов компоновку: рамную конструкцию, задние ведущие колёса увеличенного диаметра, передние уменьшенного. Керосиновый карбюраторный двигатель мощностью 31,5 л.с. Трактор предназначался для работы на вспашке почвы с двух- или трёхкорпусным плугом, работы с навесными сельскохозяйственными орудиями, привода стационарных машин. С 1930 по 1937 год было выпущено чуть меньше четырехсот тысяч тракторов. И хотя эта машина не является уникальной, тем не менее, не каждый день можно увидеть такое чудо техники начала прошлого века.