Правительство Украины ограничивает право граждан на получение высшего образования Новости,Политика

Реформы украинского правительства, призванные «улучшить жизнь своих граждан» продолжаются.  Я уже рассказывал о сокращении высших учебных заведений на 60%. На очереди, очередная « реформа» в сфере высшего образования-абитуриенты, не сдавшие тест по украинскому языку и украинской литературе не смогут поступить ни в один ВУЗ. Более того, не сдав вышеуказанные обязательные предметы, к тестам по другим предметам, абитуриент даже не допускается и его отправляют на пересдачу только в следующем году.

Директор Украинского центра оценки качества образования Игорь Ликарчук во время пресс-конференции заявил:

 «24 апреля пройдет тестирование по украинскому языку, и те, кто его не сдаст, тесты по другим предметам также сдавать не будут. А какой им смысл сдавать тесты по другим предметам, если они не знают язык? То есть не будет лишнего расходования бюджетных средств, лишних надежд, — ты не можешь стать студентом из-за уровня своих знаний»

 

Таким образом, у абитуриента могут быть глубочайшие знания в области физики, химии, математики, IT технологий, но если ты не знае6шь украинского языка и литературы, получать бесплатное высшее образование ты не можешь, так как « твоих знаний не достаточно, их уровень низкий и нечего питать надежды».

Еще более цинично выглядят заявления первого заместителя министра образования и науки, 30-ти летней Инны Совсун, которая заявила:

«Сейчас в систему высшего образования попадают 80% выпускников школ. Это не нормально. Не может быть 80% выпускников школ быть настолько компетентными, чтобы получать высшее образование».

Она напомнила, что в 90-х годах эта цифра составляла 30% от общего количества выпускников. По мнению госпожи Совсун, именно этот подход привёл к тому, что в Украине сложилась нехватка представителей рабочих профессий, которые можно получить в профтехучилищах. При этом непосредственно сама г-жа Совсун, судя по всему, считает себя очень компетентной, так как получила степень бакалавра, а затем и магистра в области политологии, после чего поехала учиться в Швецию, в Лундский универститет, где получила звание магистра Европейской политики. Назревает простой вопрос, почему г-жа Совтун не пошла учиться в ПТУ после окончания школы, что бы получить рабочую профессию?

Обычно говорят, что изменения надо начинать с себя, поэтому хотелось бы предложить г-же Совсун оставить свою сладкую и теплую должность в Министерстве образования, поступить в ПТУ или техникум, получить рабочую специальность и пойти на фабрику « Красный Октябрь» или « Большевичка» и шить для украинских граждан рукавицы и фуфайки, ведь в Украине не хватает рабочих профессий, так покажите же всем пример!!!

Еще в апреле 2014 года, на заседании временной специальной комиссии (ВСК) Верховной Рады Украины по вопросам подготовки законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины Премьер-министр Украины Арсений Яценюк, заявил: «Мы защищали, и будем защищать права нацменьшинств, права русскоязычного населения, права граждан, которые живут на востоке и юге страны».  Теперь мы все видим, как это на самом деле происходит на практике, ведь сдать тестирование по украинскому языку и литературе жителю г Львова –это одно, а жителю г. Харькова -это –другое. Как говорят в Одессе -это две большие разницы.

 Я родился и вырос в г. Харькове. Всю свою жизнь я и моя семья разговаривали на русском языке. Украинским языком я владею на бытовом уровне. Я уважаю и поддерживаю территориальную целостность Украины, но так исторически сложилось, что своим родным языком я считаю русский. Моя дочь учится в г. Харькове в русскоязычном классе. На сегодняшний день я не могу себе представить, как она будет сдавать тесты по украинскому языку. Выход есть -частные занятия с репетитором, но , как известно, благотворительность в таком деле найти сложно, поэтому, придется платить, а в настоящее время, как известно, кроме этого платить хватает за что. Когда стоит вопрос, заплатить  коммунальные услуги, что бы тебя не выселили с твоей же квартиры или заниматься дополнительно украинским языком с ребенком- выбор, думаю, очевиден.

 Но это все лирика, которую, как говорят, «к делу не пришьешь», поэтому давайте по этому поводу обратимся к законодательству Украины и в первую очередь к Конституции Украины, так как она является основным законом, ее нормы являются нормами прямого действия и все принимаемые в государстве законы должны соответствовать Конституции. В случае, если какой либо закон или нормативно-правовой акт не соответствует Конституции, в случае правовой коллизии, должны действовать именно нормы Конституции. Так вот, статья 53 Конституции Украины гласит:

«Государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях. Граждане имеют право бесплатно получить высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе. Гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, в соответствии с законом гарантируется право обучения на родном языке или на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национальные культурные общества». 

Кроме того, официальное толкование статьи 53 Конституции Украины было предоставлено в Решении Конституционного Суда Украины от 04.03.2014года. Решение касалось разъяснения положений об обеспечении доступности и бесплатности дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования  в государственных и коммунальных учебных заведениях. Как отметил суд в своем решении, доступность высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях заключается в создании государством соответствующих условий для их функционирования и развития, при которых лицо смогло бы реализовать свое право на получение высшего образования на основе конкурсного отбора с учетом своих способностей и интересов при свободном выборе типа высшего учебного заведения, направления подготовки и специальности, профиля обучения. Второй вывод суда касается толкования понятия «бесплатности». Бесплатность следует понимать как возможность получения образования без внесения платы в любой форме за образовательные услуги в соответствии с государственным стандартом. Обеспечение бесплатности образования на всех уровнях является одной из гарантий его доступности.

О бесплатности высшего образования, которое не является обязательным, Конституционный Суд отмечает: «Обеспечение государством бесплатности высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях необходимо рассматривать в контексте гарантированного Основным Законом Украины права на образование и доступа граждан Украины к его получению в этих учебных заведениях на конкурсной основе».

Представляется, что на основе этих выводов Конституционного суда логичен вывод, что лицо, принимавшее участие в конкурсном отборе в вуз и которое по собственному желанию было зачислено на обучение за средства государственного бюджета на направление подготовки и специальность, которую свободно выбрало, реализовало свое право бесплатно получить высшее образование с целью получения установленного государством образовательно-квалификационного уровня. В этом случае государство выполнило свой долг, ведь:

1) создало соответствующие условия, при которых лицо смогло реализовать свое право на получение высшего образования на основе конкурсного отбора с учетом своих способностей и интересов, свободно выбрав вуз и специальность (обеспечена доступность)

2) предоставило возможность получить образование в учебном заведении без оплаты, то есть без внесения платы в любой форме за образовательные услуги, в соответствии с государственным стандартом (обеспечило бесплатное обучение).

Таким образом, бесплатность высшего образования обязывает государство создать возможности, при которых гражданин Украины на равных конкурсных условиях может получить высшее образование без внесения платы в любой форме в пределах объемов нужных государству и обществу специалистов.

Подводя итог, новаторским идеям украинского правительства, и на основании анализа законодательства, можно сделать вывод, что новая украинская власть грубо и нагло нарушает основной закон –Конституцию Украины, а именно статью 53. При всем моем уважении, жителей западных областей Украины никак нельзя поставить в один ряд по знанию украинского языка с жителями восточных регионов страны. Обязательное требование к сдаче теста по украинскому языку и литературе, является грубым нарушением прав русскоязычных граждан Украины и ограничивает их доступ к гарантированному Конституцией бесплатному высшему образованию.

Редакция: Сергей Шилин