Про «Бармалея»

Человек должен отвечать за свои поступки. Люди, совершающие коллективные усилия, должны отвечать за плоды коллективных усилий.
Даже не столько отвечать, сколько признавать хотя бы наличие связи между причиной и следствием, между корешками и вершками. Логика простейшая. «Ты делал?» – «Я». – «Так чего же ты виноватых ищешь?»
1
Смотрел недавно с детьми фильм Быкова «Айболит 66». Смесь эдакая мюзикла и эксцентричной комедии с театральной стилистикой и детской сказкой. Там Бармалей, воплощающий, насколько это возможно в детском кино, мировое зло, вечно творит глупости. Вот он сидит в трюме корабля, на котором в Африку плывет его заклятый враг – Айболит. Доктор едет лечить обезьян, что совсем не нравится Бармалею.
В трюме раздается радостный крик: «Скоро проклятый докторишка потонет! Я проделал в трюме дырку!» Это Бармалей сообщает друзьям-бандитам о том, как он расправится с доктором. Дырка действительно проделана, и в нее льется вода, но тут звучит новый крик: «Караул! Беда! Мы тонем! Кто проделал в трюме дырку?» Это прекрасная иллюстрация слепоты хрестоматийных злодеев. Они готовы намять бока незнакомому прохожему, но на вопрос «А если нам?» отвечают вопросом же: «А нам за что?»
Быков делал правильные вещи. Он показывал, что зло безумно. Оно так страстно желает кого-то утопить, что не способно предсказать собственное неминуемое потопление. Потом, когда жив останется тот, кого топить хотели, а самому злодею вода приступит к подбородку, он (злодей) начнет кричать, что в мире нет справедливости, и начнет искать виноватых.
2
Накануне зимы Украина обескровлена, деморализована, внутренне разделена, лишена навсегда части окраин. И это не конец. А помнит ли кто-нибудь, что началось все с Майдана?

Что если бы не он, трижды неладный, всего последующего просто бы не было? Склеивают ли люди в голове эти очевидные вещи – приход с расходом, причину со следствием? Нет, что вы. Никакой своей вины, никакого самоанализа и работы над ошибками. Минимум здоровых рефлексий.
Мобилизация, цензура в СМИ, банкротство, трупы, сворачивание свобод, военизация и массовая паранойя, полная власть олигархов, бесперспективность и т.д. пришли закономерным ответом к тем, кто бузил на площадях во имя европейских ценностей и стремился быстренько вступить в эпоху всецелого и долгожданного наслаждения жизнью. И не только к тем, кто активно бузил, кто совал ножи в «Беркут» и начинял бутылки горючей смесью. Бумеранг прилетел и к тем, кто бутербродики мазал, шины подвозил, денежку жертвовал, пел соловьем в соцсетях, флагами махал и прочее.
3
Всем, кто совершил филологическую ошибку, назвав «революцией достоинства» уличный бунт и шабаш вкупе с вооруженным переворотом, следовало бы прозреть и узнать в себе не столько борца и героя, сколько соучастника массового преступления. Следовало бы признать свою часть вины во всем потом начавшем происходить.
Это нужно сделать. Необходимо. Иначе не будет ни покаяния, ни исправления, а только гибель. Неумолимая и справедливая. Будет потопление корабля, из закрытого трюма которого будет раздаваться отчаянный крик: «Кто проделал в трюме дырку?!»
«Мы не хотим тонуть! Мы только хотели утопить проклятого докторишку!» – вопят Бармалеи. Это значит, что «мы не хотим умирать на войне. Мы хотим только убивать «колорадов» и с наградами быстренько возвращаться домой под теплый душ девичьих поцелуев». Именно так. «Если я сжигаю дома, то я рейнджер, как в американском кино. А если сам становлюсь после обстрела печеным мясом, то извините. В такие игры я играть не хочу».
Бармалей не хочет тонуть. Он хочет топить. Но именно потому, что он хочет топить, он сам утонет.
***
В фильме добрый доктор глупого злодея спас. А в жизни так не всегда случается. Вообще-то, сколько ни спасай злых и глупых людей, проверчивающих назло кому-то дырки в трюме прямо у себя под ногами, они все равно утонут. Не сейчас, так после. И кричать будут один и тот же текст: «Кто проделал в трюме дырку?!»
Ну что ты им ответишь? Разве что: «Кто-кто? Путин. Не знаешь, что ли?»

©Андрей Ткачев