Шедевры Пинакотеки Ватикана

Третьяковская галерея представляет уникальный проект: впервые Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции — шедевры ХП-ХУШ веков, в том числе работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена. Никогда ранее Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка станет событием не только для России и Европы, но и для всего мира.

Задача показа — представить и собрание Пинакотеки, раздела Музеев Ватикана, и дух Рима, великого города(Кота Дебета (лат.), «Вечный Рим»). Коллекция Пинакотеки создавалась как коллекция государства, главой которого являлось духовное лицо, что и отразилось на ее составе — это величайшее собрание религиозной живописи. Рим в истории человечества, город в одно и то же время древний и современный, объединивший в единое целое столь различные эпохи, как Античность, Средние века, Возрождение и барокко. Рим сложился как центр религии и центр искусства: можно сказать, что понятие Кота Дебета (лат.) является одной из важнейших идей мировой культуры. Именно этой идее и посвящена выставка в Третьяковской галерее. Каждое произведение, представленное на выставке, исключительно. Начинается она с редчайшего образца римской школы XII века, образа «Христос Благословляющий», прежде никогда не экспонировавшегося на временных выставках и пределы Ватикана не покидавшего. Это древнее и великое произведение, близкое к византийской живописи, интересно также тем, что обнаруживает единые корни итальянского и русского искусства.

FOTO DIGITALE
Римская школа, Христос Благословляющий Вторая половина XII века Дерево, темпера. 98,2 x 58,6 см. Музеи Ватикана

За этим образом, хранящим воспоминание о единстве христианства до схизмы, следует работа Маргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» (XIII век). Она вошла во все учебники по истории искусства и ценна тем, что является одним из самых ранних изображений святого, сыгравшего важную роль в истории западной церкви. Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Также представлены произведения готических мастеров, крайне немногочисленные в русских собраниях. Среди них «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, своеобразно перекликающийся со знаменитой картиной Николая Ге.

Margaritone d'Arezzo; S.Francesco d'Assisi; tempera e oro su tavola; 1240 - 1260; Musei Vaticani; Pinacoteca
Маргарито ди Маньяно, прозванный Mаргаритоне д’Ареццо Святой Франциск Ассизский 1250-1270 Дерево, темпера. 127,2×53,9 cm. Музеи Ватикана

Две картины, рассказывающие истории из жития Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, равно почитаемого православной и католической церковью, стоят на границе готики и Возрождения. Одна из них принадлежит кисти Джентиле да Фабриано, завершающего эпоху интернациональной готики в Италии, чьи произведения не только отсутствуют в русских собраниях, но и вообще не выставлялись в России, вторая — кисти Фра Беато Анджелико, великого флорентийца Раннего Возрождения.

EKTA 11836 (13x18cm)
Джентиле да Фабриано Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль Ок. 1425 Дерево, темпера. 38,2×62 cм. Музеи Ватикана

К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в России отсутствуют.

Giovanni Bellini(1432 ca.-1516), Il compianto sul Cristo morto con i Santi Giuseppe d’Arimatea, Nicodemo e Maria Maddalena, olio su tavola, 1473-1476, Musei Vaticani, Pinacoteca
Джованни Беллини Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной Ок. 1471-1474 Дерево, масло. 107×84 cм. Музеи Ватикана

Величайшей удачей является то, что на выставке будут показаны фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли, предоставляемые Пинакотекой для экспонирования другим музеям в единичных случаях. Росписи этого художника, считающегося одним из крупнейших живописцев кватроченто, были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме и теперь украшают особый зал Пинакотеки. Работы Мелоццо да Форли столь редки, что по ценности они приближаются к знаменитейшим творениям Сандро Боттичелли и Пьеро делла Франческа. Будучи воспроизведены в огромном количестве на различных сувенирах, его ангелы стали визитной карточкой Рима. Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе.

15
Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо Положение во гроб Ок. 1603-1604 Холст, масло. 300×203 cм. Музеи Ватикана

Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке — «Положение во гроб» Караваджо. Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме. К эпохе барокко также относятся произведения караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно представленных в папских собраниях. Выставка заканчивается серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато Крети посвящена астрономическим наблюдениям.

D. Creti, Le Osservazioni astronomiche: Venere, olio su tela, 1711, Pinacoteca Vaticana, Sala XV, Inv. 40435
Донато Крети Серия «Астрономические наблюдения» Венера 1711 Холст, масло. 51×35,2 cм. Музеи Ватикана

Всего на выставке представлено 42 живописных произведения.

Выставка открыта с 25 ноября 2016 по 19 февраля 2017 года по адресу: Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12

Статья Михаила Кондратенко по материалам пресс-релиза Государственной Третьяковской галереи.

Добавить комментарий