С 9 ноября 2016 по 5 февраля 2017 года в здании Третьяковской галереи на Крымском валу будет работать выставка, посвящённая крупнейшему русскому скульптору Аделаиде (Алле) Германовне Пологовой (1923–2008), яркого представителя плеяды шестидесятников – поколения, которое своим творчеством обратилось после долгого периода засилья официозной эстетики к современной проблематике и поискам нового пластического языка.
Настоящий проект – первая выставка Аделаиды Пологовой в Третьяковской галерее и первый музейный показ ее работ, проходящий после смерти мастера. Ядром выставки является собранная в ГТГ в 1970-1980-х годах ценнейшая коллекция ее скульптур, включающая 27 работ. Экспозиция дополнена произведениями из собрания ММСИ, московских частных коллекций и собрания семьи скульптора. Собранные вместе, работы отражают ключевые точки творчества мастера на протяжении полувека – с 1960-х до 2000-х годов. Скульптуры выполнены в самых различных материалах: дерево, керамика, известняк, бронза, сварная медь, стекло.
Уже своими ранними работами Аделаида Пологова заявила о себе как о смелом художнике-новаторе, способном нарушать традиционные каноны, и стала признанным лидером в своем поколении — «скульптором №1», по определению художника Дмитрия Жилинского. В это время на смену «суровому стилю» пришло искусство более лирическое, декоративное, мажорное, подчас даже театральное. Эти тенденции нашли отражение в творчестве Пологовой.
Пик творчества Пологовой пришелся на 1980-е годы, когда она создала, по словам Д.Д. Жилинского, «самую прекрасную скульптуру нашего времени» — композицию «Иди и след мой сохрани» (1987, ГТГ). Этот шедевр, давший название настоящей выставке, посвящен памяти матери, ушедшей из жизни, когда дочь была подростком. Работы Пологовой наполнены теплой авторской интонацией и исповедальностью (многие из них автобиографичны и автопортретны).
Важная область творчества Пологовой — скульптура в дереве. Особенность ее работ в дереве – использование насыщенного цвета, который она ввела, следуя традициям архаики, античности, Средневековья, русской народной резьбы. Иногда она полностью окрашивает поверхность дерева, применяя левкас (меловой грунт с добавлением клея и масла), на который плотно наносится краска. В некоторых работах раскраска сочетается с декоративным эффектом теплого охристого тона древесной текстуры.
Особый раздел выставки составляют работы из цикла «Материнство». Эта ключевая в творчестве Пологовой тема связана и с детскими воспоминаниями о матери, и с собственным материнским опытом – воспитанием сына Алеши. В ее многочисленных «Колыбельных» 1980-х годов воплощены безграничная нежность и благоговейное отношение к ребенку.
Представлены также работы Пологовой, выполненные в керамике — древнем материале, который стал для нее, начиная с 1960-х, одним из любимых. Небольшими керамическими фигурами и композициями были уставлены все полочки вдоль стен ее мастерской во Владыкино. Этот вид скульптуры служил ей творческой лабораторией, где опробовались решения для больших композиций и ставились эксперименты с формой, цветом, использованием сложных полив.
Одно из последних произведений скульптора – парные фигуры «Короля» и «Королевы» (2002), исполненные в рост из невообразимого сочетания материалов. Созданные 79-летним автором, они вызывают восхищение дерзостью решения и неожиданностью авторской выдумки.
Выставка открыта с 9 ноября 2016 по 5 февраля 2017 года по адресу Крымский Вал, 10, зал 38.
Статья Михаила Кондратенко по материалам пресс-релиза ГТГ.