Скульптор АДЕЛАИДА ПОЛОГОВА. «…И СЛЕД МОЙ СОХРАНИ» Анонсы,Новости

С 9 ноября 2016 по 5 февраля 2017 года в здании Третьяковской галереи на Крымском валу будет работать выставка, посвящённая крупнейшему русскому скульптору Аделаиде (Алле) Германовне Пологовой (1923–2008), яркого представителя плеяды шестидесятников – поколения, которое своим творчеством обратилось после долгого периода засилья официозной эстетики к современной проблематике и поискам нового пластического языка.

Настоящий проект – первая выставка Аделаиды Пологовой в Третьяковской галерее и первый музейный показ ее работ, проходящий после смерти мастера. Ядром выставки является собранная в ГТГ в 1970-1980-х годах ценнейшая коллекция ее скульптур, включающая 27 работ. Экспозиция дополнена произведениями из собрания ММСИ, московских частных коллекций и собрания семьи скульптора. Собранные вместе, работы отражают ключевые точки творчества мастера на протяжении полувека – с 1960-х до 2000-х годов.  Скульптуры выполнены в самых различных материалах: дерево, керамика, известняк, бронза, сварная медь, стекло.

Уже своими ранними работами Аделаида Пологова заявила о себе как о смелом художнике-новаторе, способном нарушать традиционные каноны, и стала признанным лидером в своем поколении — «скульптором №1», по определению художника Дмитрия Жилинского.  В это время на смену «суровому стилю» пришло искусство более  лирическое, декоративное, мажорное, подчас даже театральное. Эти тенденции нашли отражение в творчестве Пологовой.

Пик творчества Пологовой пришелся на 1980-е годы, когда она создала, по словам  Д.Д. Жилинского,  «самую прекрасную скульптуру нашего времени» — композицию «Иди и след мой сохрани» (1987, ГТГ). Этот шедевр, давший название настоящей выставке, посвящен памяти матери, ушедшей из жизни, когда дочь была подростком. Работы Пологовой наполнены теплой авторской интонацией и исповедальностью (многие из них автобиографичны и автопортретны).

08

Иди и след мой сохрани. 1977 г. Фото ГТГ

Важная область творчества Пологовой — скульптура в дереве. Особенность ее работ в дереве – использование насыщенного цвета, который она ввела, следуя традициям  архаики, античности, Средневековья, русской народной резьбы. Иногда она полностью окрашивает поверхность дерева, применяя левкас (меловой грунт с добавлением клея и масла), на который плотно наносится краска. В некоторых работах раскраска сочетается с декоративным эффектом теплого охристого тона древесной текстуры.

Выставка Аделаида Пологова «...И след мой сохрани»

Ветеринар села Гремячево А.В. Пименов 1987 г. Фото М. Кондратенко

Особый раздел выставки составляют работы из цикла «Материнство». Эта ключевая в творчестве Пологовой тема связана и с детскими воспоминаниями о матери, и с собственным материнским опытом – воспитанием сына Алеши. В ее многочисленных «Колыбельных» 1980-х годов воплощены безграничная нежность и благоговейное отношение к ребенку.

Выставка Аделаида Пологова «...И след мой сохрани»

Колыбельная 1988 г. Фото М.Кондратенко

  Представлены также работы Пологовой, выполненные в керамике — древнем материале, который стал для нее, начиная с 1960-х, одним из любимых.  Небольшими керамическими фигурами и композициями были уставлены все полочки вдоль стен ее мастерской во Владыкино. Этот вид скульптуры служил ей творческой лабораторией, где опробовались решения для больших композиций и ставились эксперименты с формой, цветом, использованием сложных полив.

Выставка Аделаида Пологова «...И след мой сохрани»

Любовь несёт меня 1982 г. Фото М.Кондратенко

Одно из последних произведений скульптора – парные фигуры «Короля» и «Королевы» (2002), исполненные в рост из невообразимого сочетания материалов.  Созданные 79-летним автором, они вызывают восхищение дерзостью решения и неожиданностью авторской выдумки.

Выставка Аделаида Пологова «...И след мой сохрани»

Королева 2002 г. Фото М.Кондратенко

Выставка Аделаида Пологова «...И след мой сохрани»

Король 2002 г. Фото М.Кондратенко

Выставка открыта с 9 ноября 2016 по 5 февраля 2017 года по адресу Крымский Вал, 10, зал 38.

Статья Михаила Кондратенко по материалам пресс-релиза ГТГ.

Добавить комментарий