В музее Востока открылась выставка «Рулевые революции»

К 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции

IMG_4415

Сегодня, когда от Октябрьской революции нас отделяет ровно 100 лет, выставка в Государственном музее Востока предлагает взглянуть на этот важнейший период мировой истории через призму искусства стран Востока. Советские Туркмения, Узбекистан, Азербайджан и Монголия, коммунистические Вьетнам и Китай – Революция 1917 года повлекла за собой не только изменение государственного строя в России, но и послужила импульсом преобразований во многих других странах. Художественные процессы шли в них с оглядкой на опыт Советского Союза.

IMG_4427

В состав экспозиции войдут более 100 музейных предметов авторства советских, китайских, вьетнамских и монгольских художников. Их работы – вышивки, вырезки, плакаты, ковры, картины и вазы – служили прославлению нового общества. Коммунистические страны выпускали огромное количество материалов для пропаганды государственной политики. Результатом активного использования местных художественных традиций стало невероятное, уникальное смешение образов и стилей.

Знакомство с выставкой начинается с раздела, посвященного культу личности. Портреты Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна и Хо Ши Мина, а также других политических и революционных деятелей, в разное время попавшие в фонды музея, демонстрируют образы, созданные художниками стран Востока под непосредственным влиянием советской практики. Лидеры коммунистических стран предстают в этих произведениях как доброжелательные отцы, мудрые государственные деятели, проницательные военачальники или великие учителя.

Второй раздел экспозиции расскажет об искусстве агитационного плаката в республиках Советского Союза и КНР. В советских плакатах 20-х годов отразились самые разные влияния – от традиций передвижников, модерна и народного лубка до авангарда. В искусстве советских республик национальный колорит проявлялся в традиционной одежде и прочем местном антураже. Много плакатов посвящалось женской тематике – превращению забитой женщины Востока в свободную советскую труженицу. Скинув средневековые оковы в виде паранджи, женщина изображалась за штурвалом трактора или вместе с детьми шла в медицинское учреждение, отдавала детей в ясли и детский сад, учила их грамоте в новой школе. Вместе с тем, сильные и здоровые тела мужчин выступали как символ сильного и здорового рабочего класса.

Грандиозные видения настоящего и будущего представлены в разделе, посвященном “новой” китайской гравюре. Домны и электрогенераторы, угольные фабрики, гидроэлектростанции и судостроительные верфи, строительство плотин и обуздание рек – гравюры демонстрируют образы, которые коммунистическая партия Китая поддерживала и развивала в общественном сознании на протяжении многих лет.

Последний раздел выставки посвящен китайским фигурным вырезкам из бумаги, советским вышивкам и коврам. Изготовленные в традиционной манере, эти произведения тем наглядно отражали события нового времени. Так, в бордюре некоторых ковров советские художники изображали пограничников, пехоту в противогазах, пулеметчиков, а также танки, самолеты и парашюты. Тем временем, в советском Азербайджане ученицы художественных школ с наивным восторгом рисовали, вышивали и делали аппликации на темы «Школа», «Снятие паранджи», «Пионеры», «Колхоз», «Ленин и народы Востока». А в традиционных китайских вырезках на бумаге, история которых насчитывает более полутора тысяч лет, вместо традиционных божеств, мифологических фигур и благоприятных символов появились мотивы коммунистической пропаганды – вплоть до изображений башен московского Кремля. Эти и другие произведения отражают парадоксы усвоения народным сознанием разных стран новой идеологии, символики и атрибутики.

Предметы, представленные на выставке, – свидетели надежд, трагедий и мифов, порожденных русской революцией и заимствованных другими государствами. Многие произведения будут показаны российской публике впервые за последние десятилетия.

Куратор выставки :Анна Пушакова

Добавить комментарий