Выставка «Василий Верещагин», посвящённая 175-летию русского классика, открылась в Новой Третьяковке на Крымском Валу. Здесь представлено около 500 экспонатов, среди которых: живопись, графика, произведения декоративно-прикладного искусства, а так же архивные документы и фотографии.
Василий Верещагин — непосредственный участник нескольких войн, страстный путешественник, этнограф, писатель, так называемый, «историк в живописи» — при жизни настаивал, чтобы его картины были представлены циклами. Именно таким образом — в хронологическом и географическом порядке — они выставлены в Третьяковке. Здесь чередуются такие серии работ художника, как: Туркестанская, Балканская, Индийская, Японская, «Русский Север» и другие. Особенность выставки в том, что помимо полотен Верещагина, гости могут ознакомиться и с другими сопутствующими той или иной серии картин экспонатами: русскими знаменами, мундирами и вооружением конца XIX века, мозаиками из Самарканда, японскими кимоно и статуэтками. Таким образом, у зрителя появляется уникальная возможность не только последовательного восприятия, на котором настаивал автор, но и глубокого погружения в многогранный внутренний мир Мастера.
Помимо общеизвестных шедевров, таких как «Апофеоз войны», «Двери Тамерлана», «Богатый киргизский охотник с соколом», на Крымском Валу представлены и настоящие раритеты, например, две картины из «Трилогии казней», одна из которых была отреставрирована специально к выставке.
Несомненно, Верещагин – живописец, опередивший своё время. Помимо того, что он сумел кардинально трансформировать жанр батальной картины, ему удалось раздвинуть границы реализма в изобразительном искусстве. Колоссальный эффект присутствия достигается автором: зритель как будто находится рядом с художником на поле боя или у подножия Голгофы. Не смотря на нашу искушённость кинематографом и телевидением, «живые» эмоции героев полотен, их выразительная пластика, ощущение «дыхания» персонажей и непрерывность процесса событий, отражённых художником, просто ошеломляет и вызывает искреннее и глубокое сопереживание участникам происходящего даже у самого закоренелого циника и скептика.
Хочется добавить, что данные автором названия для многих его картин — например, «Высматривают», «Торжествуют», «Нападают врасплох» — весьма современны и пугающе проницательны; они, как и новаторская техника живописца, можно сказать, предвосхитили некоторые тенденции современного искусства.
Фото: Игорь Сотников, Сергей Ульяненков.
«Новая Третьяковка»
Адрес: Москва, Крымский Вал, 10
Билеты в кассах Новой Третьяковки, Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке или онлайн.
До 15 июля.
https://www.tretyakovgallery.ru/