Выставка «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?»

Московский музей современного искусства (ММОМА, Ермолаевский переулок 17) в рамках проекта «Удел человеческий» представляет выставку «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?», название которой, следуя общему для всего проекта принципу референтности, отсылает к произведению американской художницы Шарон Хайес “Everything Else Has Failed! Don’t You Think It’s Time For Love?”. В экспозицию вошли видео-работы, инсталляции, фотографии и книги от 23 художников со всего мира, в том числе работы Йоко Оно, Бориса Михайлова, Йонаса Мекаса, Софи Каль и Энди Уорхола. Часть произведений сделаны авторами специально к проекту. Выставка разделена на четыре смысловые части и показывает сложную внутреннюю диалектику, пожалуй, важнейшего из человеческих аффектов — любви.

_dsc0003
Кадр из фильма Йоко Оно, посвящённого Джону Леннону и их любви.

Первая часть выставки — «Любовь холоднее смерти» — обобщает комплексную, неоднозначную природу любовного переживания, опровергая понимание любви как некоегоэкстатического и самодостаточного опыта. Любовь не создает из любящих некой целостности, а, напротив, возможна как раз в силу их внутренней раздвоенности: в каждом из них всегда уже есть другой. При этом, отдаваясь любовному чувству, человек не столько обретает другого, сколько возвращает себя себе. «Любящие, — писал Рильке, — трепетно оберегают одиночество друг друга». То, что мы обретаем в любви никогда не дается нам полностью, напротив, оно постоянно
и подчас мучительно от нас ускользает. Избыток здесь оборачивает нехваткой. Это и только это предполагает возможность «вечной любви», «любви до гроба».

_dsc0052
Художественный руководитель проекта Виктор Мизиано

Во второй части выставки, названной «Фрагменты речи влюбленного», будет раскрыта составляющая культурной традиции любовного переживания: любовь — это всегда репрезентация; это всегда игра и сцена, любовь — это всегда приобщение к некой традиции любовного переживания и хотя бы от части любовь к самой любви.

_dsc0065
Сокуратор сессии Елена Яичникова

Третья часть выставки «Церемониал любви» проследит, как любовь тяготеет к ритуалу, который можно считать антропологической основой любых социальных связей. Жан Жене обращал внимание на то, что любовь задается встречей. И встретившись раз, любящие испытывают потребность встречаться вновь и вновь, чаще и чаще.

_dsc0099
Фрагмент панно Габриеллы Чманчимино

Название четвертой части выставки «Личное есть политическое» отсылает к известному слогану американских политических активистов 1970-х (“Personal is political”). Признаваясь в любви, мы более чем когда-либо стараемся избегать банальности. Как утверждает философия языка, меняя язык, мы меняем реальность; меняя наше
повседневное поведение, мы меняем устройство социального мира. Так любовь становится метафорой и реальной силой общественного обновления. Будучи всегда событием, выпадающим из рутины, любовь, как утверждает
Ален Бадью, — это всегда момент истины; она всегда утверждает возможность «нового способа быть».

_dsc0090
Диалог Виктора Мизиано и участника выставки художника Николая Олейникова.

Выставка работает с 02.11.2016 — 08.01.2017. Выставке будут сопутствовать видеопоказы, лекции и дискуссии. Основной блок программы запланирован на декабрь 2016 года.

_dsc0098
Фрагмент панно Габриеллы Чманчимино

Статья Михаила Кондратенко. В статье использован текстовой материал пресс-релиза Московского музея современного искусства (ММОМА). Все фото автора статьи.

2016.11.03

Добавить комментарий