Выставка художника Никиты Ефремовцева «Русь Космическая и Русь земная»

28 октября в Государственном Геологическом Музее имени В.И. Вернадского РАН прошло открытие выставки художника Никиты Николаевича Ефремовцева «Русь Космическая и Русь земная»

_DSC0040
Н.Н. Ефремовцев 28.10.2015 г.

 

Никита Ефремовцев — художник-лирик пейзажа, философ, учёный. Его картины и портреты — безмолвное признание в любви… Его живописные философские работы — масштабны, «художник пишет о вечном …». Несмотря на то, что высшее образование Никита Ефремовцев получил в Московском горном институте, «живописью занимался всегда». В многочисленных командировках, экспедициях были написаны серии пейзажных работ на пленере. Тому в немалой степени способствовала творческая обстановка в самом научном коллективе и всесторонняя поддержка на всех уровнях.  «Когда работаешь на природе, то помещаешься в другое пространство и теряешься во времени. Творишь, отрешившись от внешних обстоятельств: жары, холода, комаров и т.п.» Никита Ефремовцев весь мир познаёт через картины. Каждая работа — маленькое философское размышление. Каждая, говорит Мастер, пропитана любовью  к жизни. И в каждой — символы.

«Вся наша жизнь нам дана для того, чтобы мы шаг за шагом: от первой любви, которую я познал здесь, в Нижнем Тагиле, от первой любви и дальше – всё это ступени познания высшей любви.» — выделяет художник. «Речь идет, конечно, о любви духа. Об обретении любви и уважения к природе, ее красоте, к людям которые нас окружают, нашим родителям земным и небесным, к тому высшему, кто мудрее и старше нас. И я согласен с теми, кто утверждает, что обретение такой любви это главное условие развития и «спасения»».

Секреты мастерства графики и живописи Никита Ефремовцев постигал у состоявшихся художников — Константина Сиротова, Валерия Полотнова, Александра Зверева. Сформировались и кумиры — Нестеров, Врубель, Васильев, Левитан, Малевич. Увлечённость и упорный труд позволили ему стать участником многочисленных выставок Московского отделения Союза художников на Беговой и выставок Российской Академии Художеств. Подсчитано, что всего с 2004 по 2011 гг. живописные произведения Никиты Ефремовцева участвовали в 24 выставках.

«Над чашей». Русь космическая. 1984 г.

Центральное философское произведение выставки — картина «Над чашей» всегда неизменно привлекает внимание зрителей. Изображенная переполненная водой чаша человеческих ладоней и храм среди воды – « об извечном поиске равновесия в жизни», соразмерности человеческих деяний, о двух путях открытых для человека в этом мире: в бездну огня или в высшие сферы бытия…

Никита Ефремовцев. «Как я пишу картины? Трудно сказать об этом однозначно! Это работа особого рода, это не хорошо спланированный научный эксперимент. Приходит «наваждение» и всё тут !!! Ничего нельзя поделать. Сигнал свыше!!! Желание такое, что пока не сделаешь намеченного — не отпускает, не даёт душевного покоя. А написал и отложил полотно. Не обязательно его показывать. Просто, по завершению, утверждается негласная гармония: вот работа, вот  Мир.

Никиту Ефремовцева отличает особый поэтический склад мышления, его работы всегда искренни,эмоциональны и энергетически насыщенны. Лирические пейзажи русской природы — «образы времени», словно подсвечены изнутри поэзией и музыкой русской души. Символично, что художник, сотрудничая с Институтом мировой литературы РАН, в 2015 году выступал с докладом «Русь Космическая…» и презентацией своих картин на Международном научном симпозиуме «Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха».

«Русь и Феникс» 2009 г.

Никита Ефремовцев. «Чудный был сад Рассея, Ра сеял. Славно поработали селекционеры-Мичуринцы. Остригали и подравнивали веточки, молодые побеги. Все это можно представить, не изображая человека. А потом будет то, что захотят для себя люди. На последней своей картине «Русь былинная» я изобразил избу, наполненную рдяно-желтым незакатным светом. Две горящие неопалимым огнем свечи, воткнутые в проломы крыши, окно — уста избы заколочены Х-образным пурпурным крестом, великим символом возрождения. Она все еще в руках святых. В глазах смотрящего на нас воина скрыта тревога за Россию, ее будущее. Все ждут на Руси чуда и стараются думать о своем духовном. А птица феникс и белые соколы кажется уже прилетели и делают свою работу».

С голубем_Untitled-1

Никита Ефремовцев. «Картина « Мадонна Ольга с голубем» написана зимой  на Рождество  в 2004 году за одну ночь.  Мы были с женой  в доме отдыха на берегу Волги. Всю ночь дул сильный ветер,  мела метель. Весь смысл этой картины заключён в отрывке из моей поэмы «Русь космическая»: «Вижу древний символ на граните: /Крылатый лось /Над рекою заснеженной летит/Солнце между  рог несет/Ты не сбрось его!/Вечность на себе неси!/Ольгу,  юную  мою/С диадемою  во лбу/В белу шаль жена  укрыта/И  в руках  ее/Я  кристалл судьбы  храню -/ Лет былых, грядущих тайну…/ Вещий в том  кристалле   спит…/А над  белыми полями/Шестикрылый    к нам летит…»».

Было очень интересно узнать мнение о выставке почитательницы художественных произведений Никиты Ефремовцева, члена Московского союза литераторов, поэтессы, барда Елены Рылеевой: «Первое, что бросается в глаза — это символика, которой автор насыщает свои произведения. Автор использует эти символы как доминанту. Здесь, я вижу, перекликание с творчеством Николая Рериха, с его идеями о возможности созидания гармоничной законам вселенной жизни на земле. Прослеживается идея отображения непоколебимой мощи во всех её проявлениях: у Николая Рериха — это горы, небо, у Никиты Ефремовцева — это  Русский человек, Вера. Картина «Русь и Феникс» — это ещё и ассоциация с Неопалимой купиной. Огонь не сжигающий, а очищающий. Символ свечного огня — огня укрощённого, созидающего. Это картина и предостережение от желания свернуть на греховный путь, и картина, дарящая надежду о спасении тем, кто опираясь на многовековую историю, умеет делать правильные выводы.

«Добрый сад. Ольга. Русь былинная» 2010 г.

Картина «Добрый сад. Ольга. Русь былинная» состоит из двух световых частей. Это тонкая философская работа. Центральная часть — светлая с чистым образом ребёнка и овечки и затемнённой, представляющей старый сад, в котором жили Адам и Ева до грехопадения. Светлая часть картины пронизана добром, обратите внимание, даже мордочка коварного змея — добрая. Здесь также  — русский дух, здесь Русью пахнет. Калина — то русская «.

А вот отзывы зрителей на работы, демонстрируемые на персональных выставках (не только на этой) Никиты Ефремовцева:
«Его тонкие по колориту живописные работы, особенно пейзажи, лиричны и отличаются большой искренностью. »
«Художник из народа и его искусство обращено к народу …» .
«Спасибо за душевность, светлое настроение и светлые ощущения в пейзажах…» .
«Живописные работы Никиты Николаевича интересные, своеобразные, затрагивают душу. Особенно привлекают внимание пейзажи северной природы. Они тонкие, лиричные, в них удачно найден свой особенный, северный колорит. Также замечательны пейзажи подмосковных уголков:Здесь красивая нежность, утонченность, изысканность серебристо-бежевых и золотистых красок, поэзия нашей родной природы. В морских композициях художника ощущается правдивость передачи состояния, свойственного морской стихии. В картинах на религиозный сюжет удачно найдены композиции, а также знание тематического материала, духовное проникновение в образ» .
«Работы отличаются особой энергетикой, тонкими колористическими решениями, особенно в зимних пейзажах глядя на его работы человек может отдохнуть, уйти в мир мечты, философских, мировоззренческих обобщений. » ; «…почувствовать тишину…»

Статья Михаила Кондратенко

При написании статьи использованы материалы анонса, сайта организатора и оригинальные фото и аудио материалы автора статьи.

Добавить комментарий