С 14 апреля в фонде IN ARTIBUS открылась третья выставка из серии «Московская школа». Ее организаторы сделали акцент на последнем двадцатилетии — зрелом периоде творчества Ильи Машкова.
«Поздний» Машков не очень популярен и у современной публики — возможности познакомиться с поздним периодом Машкова сейчас, к сожалению, не предоставляет ни одна из постоянных экспозиций. Подобная ситуация художнику не в новинку — вплоть до 1970-х его творчество рассматривалось в противоположном ракурсе — эпоха «Бубнового валета» представлялась подготовкой Машкова к подвигам соцреализма, которых он, к слову, так и не совершил.
Основная часть экспозиции — классические «музейные» натюрморты (1920–30-е) и камерные работы последнего, «абрамцевского периода» (1930–40-е); всего — около сорока работ Ильи Ивановича Машкова из частных собраний и государственных музеев (среди них, кроме упомянутых: Пермская и Вологодская художественные галереи, Калужский и Брянский художественные музеи и др.)
Организаторы выставки представляют себе Машкова не столько темпераментным революционером и новатором, сколько уверенным в себе классиком европейской живописи, родоначальником русской колористической традиции, выдающимся педагогом и художником, посвятившим себя исключительно искусству, и полагают, что творчество Машкова представляет интерес во всей своей полноте.
Наряду с хрестоматийными работами в состав экспозиции включены малоизвестные работы художника. Настоящим открытием станет еще недавно считавшаяся утраченной «Девушка с подсолнухами» из московской частной коллекции — один из трех программных «портретов в пейзаже», созданных в 1930 году, когда художник, не пожелавший участвовать в столичной борьбе за место под солнцем, объявил, что хочет «стать на 100% к производству, то есть к мольберту» и удалился работать в станицу Михайловская.
Крымский пленэр — пейзажи 1923 года также демонстрируют углубленное внимание Машкова к пластическому содержанию картины. Структура пейзажа строится им как структура цветовых отношений
Художник также имел опыт работы и в монументально-декоративной живописи. Со своей мастерской в 1919 году он создал панно «Всевобуч», украшавшее Красную площадь во время первомайского парада и было высоко оценено современниками. Годом позже мастерская работала над серией панно для Крутицких казарм.
В 1936 году Машков воспринял с энтузиазмом идею оформления гостиницы «Москва». В 1938 году (вместе с Машковым в работе принимали участие его ученики: И.Б. Маримонт, Г.Ф. Озеров, А.Б. Шимановский) шесть огромных полотен (размер каждой — около 4х2 м) были полностью готовы. На выставке демонстрируются восемь эскизов ансамбля картин — все, что сейчас известны. Эскизы не были подготовительными в традиционном понимании композиционными пробами, проработкой нюансов освещения или малой моделью картины. Это вполне самостоятельные и законченные произведения, демонстрирующие талант Машкова во всем его диапазоне.
Елена Руденко, куратор выставки: «Для организаторов выставки творчество художника представляет интерес во всей своей полноте. Поскольку ценность разных периодов — величина не постоянная и зависит от требований времени, мы предлагаем обратить внимание на то, что составляет основу творчества Машкова на всем его протяжении: вопросы цвета, композиции, мастерства и взаимосвязей с мировым искусством — фундаментальные проблемы живописи.»
Статья Михаила Кондратенко. В статье использованы материалы пресс-релиза и статьи организаторов выставки
Выставка продлится до 3 июля 2016 г. по адресу Пречистенская набережная, 17 (вход с Курсового переулка)
Режим работы: вторник – пятница с 11:00 до 20:00 суббота – воскресенье с 11:00 до 19:00 пон. – выходной день