Художественная выставка «Вдохновлённые Римом» в фонде IN ARTIBUS

В выставочных залах фонда IN ARTIBUS в настоящее время демонстрируются художественные работы двух итальянских художников VII века Сальватора Розы (1615-1673) и Гаспара Дюге (1615-1675) в честь их 400-летия. На юбилейной выставке, можно будет увидеть около 50 работ этих художников из крупнейших музейных и частных собраний России. Живопись и графика из Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина, редчайшее издание запрещенных папской цензурой сатир Розы из Музея книги Российской государственной библиотеки, а также впервые доступные для обозрения полотна и рисунки из частных коллекций (например, из собрания учредителя фонда IN ARTIBUS Инны Баженовой.

Выставка Вдохновлённые Римом. К 400-летию Сальватора Розы и Гаспара Дюге
Сальватор Роза. Скалистый пейзаж со строителями корабля и святым Антонием Падунским, проповедующим рыбам.

Начав свою самостоятельную деятельность в середине 1630-х годов. Дюге и Роза оказались в числе римских художников, заставших период жизни и деятельности понтификата Урбана VIII. Поэт и стяжатель, полностью обанкротивший папский престол, он был поистине страстным поклонником искусства и щедро покровительствовал архитекторам, художникам, актерам и в результате,  инициировал в стенах Аврелия столь интернациональную и разнообразную художественную жизнь, как никогда прежде.

Выставка Вдохновлённые Римом. К 400-летию Сальватора Розы и Гаспара Дюге
Гаспар Дюге. Лесной пейзаж

Строгая иерархия живописных жанров, в которой историческая живопись имела превосходство над всей прочей, а пейзаж долгое время занимал нижнее место, нередко приносила авторам пейзажных композиций затруднения с допуском в члены Академии Святого Луки. Жаждавшие почета и коммерческого успеха художники вынуждены были принимать меры. Самой эффективной из них оказалось включение в видовые композиции стаффажа, нередко разыгрывающего целые сцены мифологические, исторические и библейские. Так, Дюге, в начале своей карьеры, не слишком преуспевший в живописи фигур, зачастую прибегал к помощи других римских художников, вписывавших стаффаж в его пейзажи. Роза, желая закрепить за собой позиции на благородном поприще «высокого искусства», пошел еще дальше и создал целый цикл исторических композиций. В представленных в отдельном зале офорты Розы герои древности выходят из своих пейзажей на первый план: Ясон усыпляет дракона, Главк добивается благосклонности нимфы Сциллы, спящему Энею является тень Гектора с предвестием о грядущем основании Рима, а Диоген просит Александра Македонского не заслонять ему солнце.

Микс_Untitled-1
Сальватор Роза. Офорты.

Современники и потомки, порой сравнивая их, то находили сходство в желании полностью отрешиться от постылой современности, раствориться в утраченном идеале античной идиллии и удивительной, присущей обоим скорости письма (и Роза, и Дюге могли в один день начать и закончить большой многофигурный пейзаж). То. напротив, противопоставляли, видя в Розе наследника пафоса грандиозности барокко и барочной же «причудливости», создателя пейзажа бури, и диких, «неприрученных» видов: мелодраматических утесов, покрытых бегущими облаками небес, поломанных древесных стволов и крон. В Дюге же, наоборот, ценили гармонию пейзажей Римской Кампаньи и умение сплавить воедино итальянское чувство формы с северным чувством природы.

Выставка Вдохновлённые Римом. К 400-летию Сальватора Розы и Гаспара Дюге

Неизменно общим на протяжении жизни у художников оставался интерес к великому наследию античной культуры. Её философия и поэзия стали для Розы н Дюге тем образом культурного рая, воспоминаниями о котором всегда окрашена их любовь к прекрасный ландшафтам древнего Лацнума. Окрестности Рима — воспетый Вергилием гористый Тибур, развалины античных вилл Тускула. На территории которых, если верить Марциалу. «природа собрала все самое прекрасное, что только можно найти в других местах», служили для художников источником вдохновения и грез об Аркадии, где люди существуют в мире н согласии с природой.

Ни у Розы, ни у Дюге никогда не было ни обширной мастерской, ни множества учеников, и тем не менее значение их творчества для развития жанра пейзажа велико. Оно ощущалось не только в Италии, но и севернее, в частности, в Англии XVIII — начала XIX веков. Здесь пейзажи Розы и Дине становились предметом восхищения и источником мотивов для создателей романтических парков.

Выставка Вдохновлённые Римом. К 400-летию Сальватора Розы и Гаспара Дюге

Настоящая выставка скорее некий оммаж, посвящение, то, что в начале XX века назвали бы «венком юбилярам». Она — свидетельство неослабевающего интереса русских коллекционеров к наследию Розы к Дюге и дань живой собирательской традиции, не прерывающейся со времен Екатерины Великой до наших дней Традиции, поддерживаемой музейными собраниями и продолжающей жить в современных московских коллекциях.

Анонс составил Михаил Кондратенко по материалам фонда IN ARTIBUS.

Фотографии Михаила Кондратенко

Выставка будет демонстрироваться до 28 февраля 2016 г. на арт-пространстве фонда IN ARTIBUS по адресу: Пречистенская набережная, дом 17. Сайт фонда http://inartibus.org/en/foundation/

Добавить комментарий