Законопроект Навального о незаконном обогащении Политика

9 декабря — день борьбы с коррупцией. И именно в эту знаменательную дату инициатива Алексея Навального об уголовной ответственности за незаконное обогащение чиновников набрала 100 000 голосов. Совпадение дат – ситуация, пожалуй, несколько щекотливая, но хотелось бы подробнее остановиться не на моменте голосования, а на самой инициативе.

Как указано в пояснительной записке, данная инициатива является реализацией 20 статьи Конвенции ООН о коррупции. Причем, данная конвенция была ратифицирована Российской Федерацией в 2006 году. Казалось бы, приоритет международного права должен обеспечивать применение данной статьи на территории нашего государства. Но здесь есть определенна тонкость. Механизмов для реализации данной статьи в России нет, так как в 49 статье Конституции и 14 статье Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации фиксируется презумпция невиновности. В свою очередь, содержание статьи 20 предполагает, что бремя доказывания фактически возлагается на обвиняемого : «При условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство – участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовного наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица , превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Обращаю внимание, что противоречит презумпции «обоснование» именно самим лицом отсутствия состава преступления в своих действиях.

Нельзя говорить об отсутствии в российском законодательстве презумпции вины. Она действительно существует, но в отношении гражданского права, а не уголовного. Глава 60 Гражданского кодекса Российской Федерации даже содержит понятие «Необоснованное обогащение». Разумеется, гражданское право и уголовное несут в себе абсолютно разные составы правонарушений и отличны по кругу субъектов, исходя из этого, различается и бремя доказывания.

В России на данный момент уже имеется достаточно широкий спектр антикоррупционного законодательства. В первую очередь, это глава 30 Уголовного кодекса российской Федерации, содержащая в себе большой спектр антикоррупционных составов. Во-вторых, в 2008 году принят Федеральный закон «О борьбе с коррупцией», а в 2012 году ;- ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, занимающих государственные должности и иных лиц их доходам», который обязывает чиновников и их ближайших родственников подавать декларации о своем имуществе и дохода.

В завершении хочу отметить, что инициатива Алексея Навального далеко не нова. В 2011 году активисты КПРФ выдвигали инициативу о внесении в УК РФ статьи «Незаконное обогащение». Верховный суд в отзыве на данный законопроект указал, что он противоречит ст.14 УПК РФ. Также, полезность данной инициативы сводится на нет фактическим отсутствием механизма реализации. Тем не менее, законопроект будет передан на рассмотрение федеральной экспертной группе. Остается только надеяться на их компетентное заключение.