«Не волнуйся, он далеко не уйдет» Гаса Ван Сента

«Не волнуйся, он далеко не уйдет»  — биографическая мелодрама о парализованном карикатуристе и алкоголике Джоне Каллахане, прекрасный пример того, как точная структура и формальные изыски могут оживить жанровые клише.

Идея об экранизации биографической книги Джона Каллахана — одного из самых скандальных и политически некорректных юмористов США — витала в Голливуде уже достаточно давно. Сам Робин Уильямс не раз пытался начать работу над адаптацией романа, но каждый раз что-то не срасталось. И лишь сейчас, спустя 29 лет после публикации, когда ни Уильямса, ни самого Каллахана уже нет в живых, книга наконец получила свою долгожданную экранную версию.

Джон Каллахан был примерно так же крут, как другой Каллахан — тот, которого обычно называют «грязным Гарри». Ствола у него, конечно, не было, но скорость Джон любил и бутылку из рук не выпускал.  Так могло продолжаться до самой смерти, если бы однажды Джон не повстречался со своим отражением — Декстером, человеком, который тоже умел провести время. Бар за баром, порция за порцией, их первая же вечеринка удалась на славу — Джон очнулся на больничной койке парализованный. Врачи лишь отчасти смогли вернуть Джону способность контролировать руки, а с ними и инвалидную коляску.

Тут и начинается собственно история — ну, то есть как начинается: в том-то и фокус фильма, что Ван Сенту удалось выстроить структуру, которая отрицает всякое последовательное движение в каком-то одном направлении. Сюжет разрастается одновременно во всех направлениях. Одно событие цепляется за другое, флешбэки никак не обозначены, и жизнь Каллахана звучит, как симфонический оркестр: любовь и смерть, встречи и потери, бессилие и маленькие победы в прошлом, настоящем, будущем.

Это фильм, в котором ясно различимы традиционные черты большой мелодрамы — слезливая история человеческого испытания и отличные диалоги.  Идеальные мелодраматические исходные Ван Сент разбирает по косточкам, перемывает и собирает в произвольном порядке, добавив анимированные карикатуры самого Каллахана. На выходе у Ван Сента — политкорректная история о карикатуристе, который в последнюю очередь был озабочен политкорректностью, странный посмертный сон о лучшей жизни, в которой, если есть подружка, то стюардесса из SAS, если друг — то богатый мудрый гей с идеальным характером. Если собрание анонимных алкоголиков, то обязательно с Удо Киром. А катастрофа — только для того, чтобы наконец понять что-то про себя и стать лучше.

Автор — Алексей Федотовский.

Добавить комментарий