Драматическая Мозаика Врубеля.

 Уже более месяца ценители прекрасного всех поколений обсуждают главное культурное событие Столицы: в Новой Третьяковке на Крымском валу проходит масштабная выставка Михаила Врубеля, крупнейшая за последние 65 лет. Кто-то из них уже там побывал, другие — пока только планируют посещение, но количество равнодушных к этому событию за последние несколько недель неумолимо стремится к нулю! Экспозиция, которая включает в себя не только широко известные произведения художника, но и его ранние работы и наоборот,- поздние творения, некоторые из которых впервые представлены широкой публике, разместилась на трех уровнях музея. Всего представлено порядка 300 произведений из российских и зарубежных собраний.

Михаил Александрович Врубель (1856 –1910 гг.) – всемирно известный представитель русского модерна, символист. Живописец прославился не только как мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций и портретов, но и в качестве графика, скульптора и архитектора. На выставке раскрываются все грани гениального творческого наследия мастера. Хочется отметить уникальный подход к решению экспозиционного пространства: зрителю даётся возможность плавно переходить от одной темы к другой, знакомясь с искусством мастера не хронологически, а предметно. Например, отдельный зал посвящён Врубелевской «демониане»: здесь впервые встречаются в одном зале «Демон (сидящий)», «Летящий демон» и «Демон поверженный».

Художник создал огромное количество живописных полотен, к числу которых относятся удивительные по красоте картины, вдохновлённые мозаикой. Выставочное пространство, разделённое «воздушными» перегородками с окошками, через которые можно, словно заглянув в калейдоскоп, посмотреть на произведения Врубеля совсем под другим углом и в ином порядке, также ассоциируется с роскошной мозаикой.

Встречает посетителей одна из самых знаменитых работ мастера — «Царевна-Лебедь». В роли Царевны выступает любимая жена и муза художника — оперная певица Надежда Ивановна Забела-Врубель. Картина посвящена персонажу из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, в которой супруга художника исполняла партию Царевны-Лебеди, и к которой Михаил Врубель создавал костюмы и декорации.

В целом, самобытное творчество мастера весьма театрально: оно сочетает в себе яркую декоративность формы с драматичным, трагичным содержанием, визуальную роскошь — с мрачными, тревожными настроениями картин и рисунков. Поэтому встреча художника с меценатом и ценителем искусства Саввой Ивановичем Мамонтовым стала для Врубеля судьбоносной. Мамонтов создал любительский театр в своем имении Абрамцево, а потом открыл Частную русскую оперу. Она стала первой негосударственной оперной антрепризой, которая имела постоянную труппу и ставила в основном русские произведения. Декорации и костюмы к таким легендарным спектаклям мамонтовского театра, как «Снегурочка» и «Садко» Николая Римского-Корсакова, были созданы ни кем иным, как Михаилом Врубелем (всего он работал более чем над десятью постановками театра).  По мотивам оперы «Снегурочка» были созданы оригинальные майолики, представленные в таинственном в темном зале экспозиции.

Художник почти десятилетие находится под покровительством Саввы Мамонтова, который ввел его в свою семью, а также в столичные художественную и театральную среду, что принесло в итоге Врубелю широкую известность и стабильный доход. Встреча художника с будущей супругой, Надеждой Ивановной, тоже состоялась благодаря Мамонтову.

Михаил Врубель приехал в Санкт-Петербург, перед премьерой оперы «Гензель и Гретель». Декорациями и костюмами к этому спектаклю должен был заниматься Константин Коровин, но по состоянию здоровья тот был вынужден отказаться от заказа, который в итоге перешел к Михаилу Врубелю. Впервые услышав во время репетиции голос Надежды Ивановны, исполнявшей партию Гретель, художник сразу же в неё влюбился, и буквально в первый день знакомства предложил певице руку и сердце. Прима в шутку приняла предложение, но с одним условием: художник должен был написать ее портрет и, если картина ей понравится, тогда она обещала ответить согласием официально. Врубель написал три портрета. Неизвестно, какой именно портрет пришёлся по нраву Надежде Ивановне, но результат нам известен: певица стала не только супругой художника, но и его излюбленной Музой. Врубель создал более 30 портретов любимой супруги, как в повседневной жизни, так в и театральных образах. Не нужно быть знатоком творчества мастера, чтобы заметить, что почти у всех Врублевских героинь просматриваются черты Надежды Забелы-Врубель: среди них — и серия портретов испанок, и знаменитая «Гадалка».

На экспозиции представлены масштабные работы мастера, такие как триптих «Фауст», созданный для украшения интерьера дома одного из меценатов Морозовых. Сюжет хорошо известен не только, как основа многочисленных литературных произведений, но и благодаря опере Гуно. Художник часто обращался к оперным сюжетам и любил «писать» музыку.  Первая часть панно – «Мефистофель и ученик» — передаёт контраст чистой юности, жадной до всего нового и неведомого, и циничного старца, врага рода человеческого. Центральная часть триптиха — прекрасная «Маргарита», написанная с образа Надежды Забелы-Врубель — гимн чистой любви и красоты. Завершает триптих — «Фауст», передающий зрелый образ главного героя. Логично остановившись на ключевых фрагментах произведения великого поэта и композитора, мастер обращает внимание зрителя на важнейшие моменты жизни каждого человека. Здесь и неопытная юность, подверженная влиянию порока, и чистое светлое чувство, и заслуженно мудрая зрелость. Монументальность идеи триптиха соответствует и монументальности ее воплощения. Три самостоятельных панно, связанных одной большой темой.

Но несмотря на временную гармонию, обретённую Михаилом Александровичем в творчестве и личной жизни, образ Демона не оставлял его ни на минуту: художник рисовал его везде – на обрывках писем, на полях газет, на клочках бумаги. Самый страшный Дух Врубеля – «Демон поверженный». Картина была создана в небольшой мастерской с определенным источником света; однако, когда после завершения работы картина попала на выставку с другим освещением, краски утратили свое сияние, и художник пришел в отчаяние. На выставке Врубель продолжал дописывать полотно: менял лик Демона, усиливал цвета, делая их все ярче и ярче. В результате работы над этой картиной художник потратил так много сил: физических и моральных, — что у него стали проявляться признаки душевной болезни. Вскоре Врубель был госпитализирован с симптомами острого психического расстройства.

У зрителя есть возможность убедиться воочию, что в картине «Демон поверженный» есть что-то пограничное, можно даже сказать, потустороннее; она передаёт внутреннее состояние автора на момент создания этого полотна. Оно и пугает, и притягивает одновременно.

Оказавшись уровнем ниже, в зале с поздними работами мастера, можно проследить, как постепенно стирались грани между мирами в сознании и творчестве художника. Здесь представлены рисунки, выполненные в психиатрической клинике. Врубель рисовал окружающую его реальность, в которой пребывал: больничную палату, кровать, что видел за окном, санитаров и пациентов клиники, предметы интерьера. Рисунки сохранились благодаря врачам, бережно собиравшим и хранившим его работы. Врач психиатр Федор Усольцев, лечивший Врубеля в последние годы жизни, записал в своих воспоминаниях: «Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Пока жив человек, — он все дышит; пока дышал Врубель, — он все творил…»

Заключительный, самый нижний уровень экспозиции отображает финальный этап жизни художника. Он прожил еще несколько лет, то ненадолго приходя в сознание и выезжая с женой в Москву, то снова погружаясь в бред и галлюцинации.  Здесь можно увидеть картины и наброски, среди которых есть настоящие шедевры, такие, как серия работ, вдохновлённых жемчужной раковиной.  В ней он решает сложнейшую задачу — передачу природного перламутра в черно-белой гамме.  Идея «Жемчужины» появилась у художника благодаря подарку Волошина. Поэт преподнес мастеру большую морскую раковину, покрытую толстым природным слоем перламутра: её оригинал также представлен на выставке. Этот непостоянный и переливающийся материал стал источником вдохновения. В небольшой картине можно увидеть и море, и ночное небо, и загадочную манящую бесконечность. На первый взгляд случайные пятна в какой-то момент превращаются в фантастических существ, парящих над бушующими волнами.

Картину «Шестикрылый серафим» можно считать фактически последним произведением Михаила Врубеля, выполненное масляными красками. Здесь Врубель уже не имитирует мозаику, а демонстрирует её виртуозное переосмысление. Ангельское и демоническое начала в творчестве Врубеля пересекаются на этом полотне и создают совершенный образ, который не только является продолжением «Демона поверженного», но и символизирует возрождение Духа художника.

Выставка Врубеля в Новой Третьяковке — поистине масштабная, глубокая и вдохновляющая экспозиция для всех, кто жаждет не только яркого аттракциона для глаз, но и пищи для размышления. Не пропустите!

https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/mikhail-vrubel/

Адрес: г. Москва, Крымский Вал, 10

М. Октябрьская, Парк Культуры

 

+7 (495) 957-07-27

Часы работы Новой Третьяковки:

— понедельник — выходной день;

— вторник, среда и воскресенье — с 10.00 до 18.00 часов;

— четверг, пятница и выходные дни — с 10.00 до 21.00 часа.

до 8.03.2022