Гонка вне вертикали

Гонка вне вертикали

Как «Единая Россия» ведет кампанию в Иркутской области, которой руководит губернатор-коммунист

“Ъ” продолжает серию репортажей из регионов, где 9 сентября пройдут выборы. Иркутская область, где на прямых губернаторских выборах в 2015 году победил коммунист Сергей Левченко, находится в центре внимания федерального руководства «Единой России». Сам губернатор, возглавляющий обком КПРФ, не стал брать на себя весь груз ответственности за результаты выборов в заксобрание региона, отказавшись возглавлять список партии.

Война повесток

Выборы в заксобрание Иркутской области (намечены на 9 сентября) проходят не менее бодро, чем губернаторская кампания в 2015-м. Вчера ряд иркутских СМИ распространили видеозапись зимней охоты с участием губернатора-коммуниста Сергея Левченко: медведя расстреливают в берлоге и вытаскивают его наружу. В администрации губернатора заявили, что охота была разрешенная, медведь не спал, а был загнан в берлогу, а видео вообще старое — 2016 года. Его распространение связали с выборами. Партия власти отреагировала незамедлительно: депутат Госдумы от «Единой России» Николай Николаев счел такую охоту «недостойной ни губернатора, ни сибиряка», сообщив в своем аккаунте Facebook, что направил запрос в правоохранительные органы, не конкретизировав о чем. На звонок “Ъ” господин Николаев не ответил.

Видео с охоты не первая атака на губернатора. 31 августа сообщалось о возобновлении расследования уголовного дела в отношении гендиректора ЗАО «Стальконструкция» Андрея Левченко, сына губернатора. Он вновь баллотируется в заксобрание от КПРФ. В администрации региона утверждали, что дело закрыто. ИА «Байкал24» сообщало также о возможном увольнении зампреда регионального правительства Виктора Кондрашова за то, что он представил якобы ложные сведения о доходах. Господин Кондрашов в 2010 году избирался от КПРФ мэром Иркутска на прямых выборах, а в 2015-м поддержал Сергея Левченко в противовес тогдашнему главе региона единороссу Сергею Ерощенко. Сейчас он баллотируется в одном из одномандатных округов города от КПРФ, используя неординарные лозунги («Возвращение строптивого»). Его конкурент — вице-спикер заксобрания Андрей Лабыгин. За ситуацией в регионе следят и в Москве: на НТВ показали фильм о том, что отопительный сезон сразу в нескольких районах области оказался на грани срыва, в чем главы городов винят губернатора-коммуниста Сергея Левченко.

«Сейчас идет последняя неделя перед выборами, когда по всем законам российских политтехнологов должна была политься грязь,— говорит член ЦК КПРФ Андрей Андреев, который летом был назначен директором по развитию международного аэропорта Иркутска и баллотируется в одномандатном округе в Братске.— Главный удар идет по Левченко, его ближайшим соратникам, родственникам. Расчет простой: это скажется на рейтинге КПРФ и членах условного «блока Левченко», который растет при падении рейтинга «Единой России»».

Секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак взял, по утверждению источников “Ъ”, на особый контроль выборы в регионе, а к концу кампании дал дополнительные установки по результатам: не менее 40% голосов за список партии (господин Турчак постановку такой задачи не подтверждал). В любом случае против партии власти работала ситуация с пенсионной реформой. Отстраниться окончательно от темы «Единой России» в Иркутской области не удалось. Заксобрание, в котором у партии большинство, отказалось давать отзыв на инициативу правительства. «Крайняя сессия у нас была 28 июня, я предлагала направить отрицательный отзыв в Госдуму,— сказала “Ъ” депутат заксобрания, секретарь Иркутского горкома КПРФ Ольга Носенко.— Фракция ЕР отказалась включить даже в повестку дня данный вопрос». В разгар кампании местные СМИ стали активно распространять видео со встречи депутата Госдумы Андрея Чернышева от «Единой России», который был вынужден объясняться, почему голосовал в первом чтении за повышение пенсионного возраста: «Я один из 450 депутатов, что толку, если бы я просто хлопнул дверьми». Вопрос ставили даже единороссы. На встрече с партийцами Иркутского района, отвечая на записку, правда ли «Единая Россия» поддержала повышение пенсионного возраста, спикер заксобрания Сергей Брилка, который возглавляет список партии на выборах и после них может быть делегирован в Совет федерации, в объяснениях пошел еще дальше. «Правительство РФ, а это не «Единая Россия», это исполнительный орган, внесло в Госдуму закон об изменениях в пенсионной системе, закон принят в первом чтении, но параметры, сроки возраст — это те вопросы, которые будут обсуждаться перед вторым и третьим чтением»,— заявлял он.

Всего в выборах в заксобрание области участвуют семь партий. «Единая Россия» попала под огонь критики за лозунг «Люди, которые работают» с портретами кандидатов из списка. Использовать партийную символику кандидаты не стесняются. ЛДПР в регионе решила не погружаться в социальную тематику. Ее взяли на вооружение «Справедливая Россия» и КПРФ. На узкой дороге к поселку в Усть-Орде справороссы вешают свои лозунги: «Как дотянуть до пенсии? Поможем, защитим». У коммунистов есть несколько вариаций: «Они доживут до пенсии, а ты нет», «Они подняли налоги — ты стал беднее». Лозунг против повышения НДС с 18% до 20%, используемый КПРФ в Иркутской области, звучит неоднозначно: представитель губернатора в Совете федерации коммунист Вячеслав Мархаев не голосовал против закона.

То, что губернатор — коммунист, дает КПРФ козыри, которые обычно на руках у «Единой России». Часть агитационных плакатов и билбордов сообщают, что изменилось за три года, пока коммунист у власти: «53 школы, 54 больницы, 43 спортивных объекта, 24 объекта культуры».

Как голосовала Иркутская область

Разношерстный альянс

Между тем Сергей Левченко — единственный, кому за шесть лет с момента восстановления прямых выборов глав регионов в РФ удалось победить действующего руководителя, от нынешней кампании отстранился. Список партии в заксобрание Иркутской области возглавил гендиректор «Усольского свинокомплекса» Илья Сумароков (1936 года рождения). Его внук Илья Сумароков-младший руководит министерством сельского хозяйства области.

«Внутренне я принял решение не идти на эти выборы достаточно давно, больше чем полгода назад. Идти на них «паровозом» было бы не честно,— сказал “Ъ” губернатор.— Кампанией я не руковожу ни в ручном, ни в автоматическом режиме». «Дискуссия по этому вопросу была, Сергей Левченко принес бы голоса КПРФ»,— говорит Ольга Носенко, которая идет вторым номером в партсписке. Но вопрос, по ее словам, был «решен на берегу», на партийных мероприятиях он публично не поднимался: «Вот Жириновский по всем регионам идет «паровозом», но все понимают, что он в заксобрание не пойдет».

Близкий к региональной администрации собеседник “Ъ” полагает, что таким решением Сергей Левченко, «избранный в 2015 году на протесте, обезопасил себя». Примерно также он поступил на выборах президента в 2018 году, когда не стал активно поддерживать кандидата КПРФ Павла Грудинина (публично губернатор выступал против выдвижения беспартийного), утверждает собеседник “Ъ”: «Левченко отошел в сторону. На мой взгляд, здесь он сделал ровно то же самое, поскольку Москва, наверное, не одобрила, если бы он возглавил список». Вместо этого губернатор продвигает свою повестку: начал активнее, чем прежде, ездить по территориям и объявил о создании пятилетнего плана развития области. Де-факто это предвыборный проект, запущенный в июне, хотя Сергей Левченко отказывается связывать его и с кампанией в заксобрание, и с выборами губернатора. Он сетует, что «отсутствует плановая система»: «Максимум, на что сегодня идут регионы или муниципалитеты, да и вся страна в целом,— это спланировать какую-то бюджетную однолетку или трехлетку». Чиновники подстроились под новую риторику. На заседании Госплана в Усть-Орде вице-губернатор Анатолий Прокопьев сделал аппаратно правильный вывод, сообщив в присутствии начальника о том, что «отказ от госпланирования региона, страны в целом — это была грубейшая ошибка постсоветского периода» и «вопрос планирования является ключевым в жизни каждого человека, каждой семьи».

Выборные аномалии в Иркутской области

Кандидаты, близкие к губернатору, избираются от разных партий. По сведениям “Ъ”, Сергей Левченко предложил одному из своих основных союзников на выборах 2015 года — предпринимателю, бывшему главе правительства Иркутской области Александру Битарову — пойти на выборы от «Гражданской платформы». Господин Битаров баллотируется во главе ее списка, а также по одномандатному округу, в котором КПРФ не выставила своего кандидата. Пока обсуждается вопрос о том, что он останется рядовым депутатом заксобрания. По словам высокопоставленного источника “Ъ” в региональном правительстве, на предложение губернатора пойти на выборы господин Битаров согласился не сразу: «Ему мешал бизнес, который он почти потерял в период предыдущего правления, на него сплошные были рейдерские захваты, наезды. Ему нужно заниматься восстановлением былого. И поэтому отвлечение на выборы было не с руки».

Возвращение Александра Битарова в политику и создание параллельного КПРФ списка позволило губернаторской команде говорить о создании коалиции на выборах, которая может расшириться прежде всего за счет одномандатников. Это позволило привлечь новых союзников. «К любой действующей администрации будут лояльно относиться предприниматели и депутаты, если они имеют отношение к лесозаготовочному бизнесу: власти дают порубочные билеты и контролируют порядок в этой сфере»,— отмечает источник “Ъ” в заксобрании. К примеру, от «Гражданской платформы» на выборы пошли несколько лесопромышленников, в частности Виктор Мукорез и Дмитрий Вычегжанин (против них кандидаты КПРФ не выставлены). Еще один собеседник “Ъ” утверждает, что теперь мэры на местах в сложной ситуации: они должны сделать выбор — поддержать кандидатов «Единой России» или «блока Левченко». По словам собеседника “Ъ”, близкого к руководству региональной «Единой России», тактически коалиция может быть расширена и за счет других людей. Среди списочников «Единой России» есть те, кто могут переориентироваться на власть, утверждает источник “Ъ”: к примеру, Владимир Новожилов, который возглавляет больницу областного подчинения, председатель совета директоров ОАО «Иркутский масложиркомбинат» Дмитрий Баймашев. «Лояльно относится к областной власти единоросс Кузьма Алдаров, который избирается на территории бывшего Усть-Ордынского бурятского автономного округа,— говорит собеседник “Ъ” в «Единой России».— Против него КПРФ не выставила кандидата, да там и не могло быть сильного коммуниста: таковы правила выборов на национальной территории». «Пока что в заксобрании две трети у «Единой России», и остальные, по сути дела, не могут ни на что влиять,— говорит Сергей Левченко.— Но в составе других партий немало разумных, здравых людей, которые не будут прятать голову в песок и скажут, когда губернатор предлагает рассмотреть программу развития. Вот я надеюсь, что во всех партиях, и в «Единой России», здравый смысл возобладает. Поэтому не могу сказать, что у нас блок КПРФ именно с «Гражданской платформой»».

Гонка вне вертикали

Кандидат в депутаты заксобрания Сергей Сокол считает, что «Единая Россия» в Иркутской области должна меньше зависеть от вертикали власти

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Разновекторная партия

Главным сюрпризом избирательной кампании стало участие в выборах Сергея Сокола — основного номинанта на кресло спикера заксобрания. В последние годы трудившийся в структурах «Ростеха», Сергей Сокол знаком с политической работой. Он был заместителем губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, а в 2008 году был назначен вице-губернатором Иркутской области по политическим вопросам, причем после гибели тогдашнего главы региона Игоря Есиповского в 2009 году некоторое время работал в ранге и. о. губернатора. Возвращение господина Сокола разрушило ожидавшуюся конструкцию, когда в Совете федерации регион представляет Виталий Шуба, а заксобрание вновь возглавляет Сергей Брилка. Ради спокойного выдвижения партсписка в июле в регион приехал секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак, который перед конференцией дополнительно провел совещание с рядом мэров-единороссов. По словам источника “Ъ” в партии, несколько партийцев ездили в Москву с вопросами о том, правда ли Сергей Сокол должен прийти на пост спикера заксобрания: «Не самозванец ли». «Депутатов Госдумы от области в Москве уже предупреждали, что Сокол — один из потенциальных кандидатов на пост губернатора»,— утверждает другой собеседник “Ъ”.

Сергей Сокол, в свою очередь, заявил “Ъ”, что впервые разговор в Москве о его возращении в Иркутскую область зашел после инаугурации президента (7 мая): «Меня пригласили к руководству партии и сказали: ты идешь вторым в списке, первым идет Брилка, отвечает за выборы». Такое решение кандидат связывает с тем, что в 2008 году он участвовал в организации выборов заксобрания: «Я понимаю территорию, я для нее не новый. Часть элит с определенной опаской смотрела на возможное назначение, но часть относилась, безусловно, позитивно». Сергей Сокол признается, что сейчас ему предоставлена «комфортная роль» в кампании: «Решили, что я буду розой на торте». Господин Сокол во время поездок по территориям фактически ведет самостоятельную кампанию. В частности, он объехал почти все муниципалитеты, некоторые — на Lada Vesta Cross. Господин Сокол встречался с мэрами — как правило, такие задачи ставят кандидаты в губернаторы.

По словам собеседника “Ъ” в региональном отделении «Единой России», весной обсуждалось несколько кандидатов на пост главы отделения, среди них — мэр Иркутска Дмитрий Бердников, бывший главный федеральный инспектор по области Константин Зайцев и депутат Андрей Чернышев. Сергей Сокол говорит об особенностях партработы в регионе, которым руководит красный губернатор. По его словам, партия в регионе «находится в таком состоянии, что она не совсем адекватна требованиям текущей ситуации в области»: «Когда у тебя сильный субъект, у тебя там губернатор, вертикаль, все понятно, партия — это инструмент заместителя по внутренней политике. А в нашей ситуации это единственный способ контроля за ситуацией на территории и получения информации, параллельная вертикаль власти». По статистике 29 из 43 мэров в Иркутской области — члены «Единой России». Но сейчас «некоторые мэры вынуждены занимать позицию очень сложную для них: они, с одной стороны, зависят от правительства и коммунистического губернатора и вынуждены как-то там с ним заигрывать, с другой стороны, они понимают, что это не вечно», говорит господин Сокол. По его словам, нужно искать новый формат работы с мэрами, которые являются членами партии.

Ранее для привлечения мэров на свою сторону губернатор создал так называемый региональный совет: в оппозиции Сергею Левченко, принципиально не сотрудничая с ним, остались лишь несколько глав муниципалитетов, в том числе Иркутска, Братска и Черемхово (его мэр Вадим Семенов возглавляет Ассоциацию муниципальных образований области).

Сергей Левченко также встречался с Сергеем Соколом, но не спешит давать характеристику потенциальному оппоненту. «Еще не ясно с кем (договариваться о разделе постов.— “Ъ”),— говорит “Ъ” губернатор.— Зачем делить шкуру неубитого медведя, я в этом плане осторожный оптимист».

Максим Иванов, Иркутск — Москва

Добавить комментарий