Искусство против пандемии: весеннее обострение

Посещение Мультимедиа Арт Музея — это всегда настоящий пир духа для ценителя современного искусства во всех его проявлениях. И на этот раз 7 этажей его арт-пространства вместили множество разноплановых экспозиций, каждая из которых по-своему захватывающая и значимая. Сегодня мы остановимся на с той, которая ярче всего отражает нашу сегодняшнюю действительность. Выставка с лирическим названием «Тень души, но заостренней чуть» занимает 2 этажа и через призму искусства анализирует состояние, в которое погрузилось человечество в течении прошедшего года; как на нас отразились последствия пережитого периода пандемии и самоизоляции.

Любопытно, что на экспозиции представлены не только произведения, созданные художниками во время карантина, но и работы 60-х-70х, 80-х годов – во времена «железного занавеса» и цензуры, когда изоляция от общественной жизни в стране для творцов была добровольной, а их искусство отражало стремление в свободе. Тогда такие представители неофициального искусства, как Иван Чуйков, Эдуард Штейнберг, Александр Бродский — развивали темы и идеи, которые оказались удивительно созвучны нашим переживаниям в сегодняшнее кризисное время.

В период самоизоляции мы остались наедине сами с собой, и вдруг услышали собственные мысли без посторонних шумов и помех, а наши чувства и эмоции обострились, стали «заостренней чуть». Проект Тимофея Парщикова Sad.O.K.Super отражает изменение эмоционального восприятия действительности на карантине. Грусть и тревога — «sad» —сменяется на привычное «OK», но информационное поле постоянно транслирует нам, что «Мир никогда не будет прежним». Чтобы обойти подступающую депрессию и поймать сигнал иной реальности, нужна новая оптика, и это будет «super». Художник использовал приложение, увеличивающее микроконтрасты и помогающее слабовидящим. Таким образом данное произведение автора – это не просто концептуальная работа, заставляющая задуматься о том, как изменилось за последний год наше личное восприятие действительности, но и интерактивный аттракцион, вовлекающий зрителя и делающий его соучастником проекта.

Никогда прежде не становился для нас таким привычным ежедневный ритуал изучения российской и мировой статистики. Елена Артеменко за основу своей работы «Временный ландшафт» взяла реальные графики колебания курса валют, цен на нефть, статистики заболеваний и количества разводов в период пандемии. Эти тревожные кривые превращаются в захватывающую пространственную инсталляцию. Работа Андрея Филиппова оказывается продолжением и дополнением произведения Артеменко: на стене рядом с «Временным ландшафтом»  — орлики-бабочки (авторская «фишка» художника) складываются в ключевое слово, ассоциирующееся с  прошедшим годом. И слово это — «ТРЕВОГА».

Но, к счастью, не только серьёзные и тревожные работы художников можно встретить на этой выставке. С юмором сделана инсталляция Марии Сафроновой и Антона Кузнецова «Кто хочет остаться?» Над головами посетителей, прямо из стены просторного зала музея «выплывает» лодка с пассажирами в противогазах и костюмах химзащиты. Один из них гребет, второй — держит на руках ребенка, а третий – с надеждой всматривается в экран гаджета. Из стены напротив, навстречу — другая лодка, там тоже пассажиры в аналогичных костюмах: один из них сидит на вёслах, другой смотрит вдаль. В эпоху пандемии мы все оказались в одной лодке. Остаётся открытым вопрос: что нас ждёт за «горизонтом»?

Своеобразный «карантинный дневник» создал художник Игорь Самолет на основе скриншотов из «сторис» в Инстаграм. Масштабная инсталляция «Проснулся уже уставшим» состоит из трогательных, смешных, парадоксальных, печальных и повседневных моментов жизни человека на карантине. Во время пандемии мы «переместились» в онлайн, и всё наше взаимодействие с окружающим миром происходило через экран компьютера или телефона. Цепляет и вызывает искренние эмоции узнаваемость ситуаций, когда все важные и не очень для нас события неожиданно оказались на дисплеях наших гаджетов.

История работы Андрея Кузькина «Персональные молельщики» очень трогательна: автор находился на самоизоляции и испытывал финансовый кризис. Отчаявшись, он обратился к пользователям сети Фэйсбук с предложением слепить для всех желающих «персонального молельщика» из хлебного мякиша в бетонном боксе. Оплата – «кому сколько не жалко». Заказов было очень много. Многие присылали автору свои фотографии, чтобы «молельщик» был похож на будущего хозяина. Через приоткрытую дверь своей квартиры Кузькин передавал работу очередному клиенту и забирал гонорар. И хоть заработать художнику практически не удалось, у него появился стимул жить дальше и продолжать творить. Всего было выполнено несколько тысяч таких работ. А у посетителей выставки есть возможность полюбоваться на обаятельных представителей этой богатой коллекции.

Особое место на выставке занимает видеоинсталляция «Allegoria Sacra», созданная художественной группой AES+F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес). Этот футуристический фильм ведёт диалог с одноименной картиной Джованни Беллини, которая некоторыми исследователями трактуется как метафора Чистилища. В «Allegoria Sacra» AES+F действие разворачивается в международном аэропорту, где в ожидании задержанных рейсов собираются представители разных социальных групп, рас и национальностей, разных конфессий. Каждый из них видит свои сны, которые сплетаются в новую мифологическую реальность — метафору современной цивилизации. Зрителя ждёт сюрреалистическая смесь образов новых и древних религий, масс-медиа, комиксов и фильмов фэнтези, а так же возможность задуматься, какой эволюционный скачок нас ожидает, в связи с последствиями пандемии, ускорившей процессы трансформации мира.

Безусловно, вирус, унесший миллионы жизней, заставил нас изменить привычное поведение, привел к тяжелым экономическим, социальным, психологическим последствиям. Однако общение с искусством вдохновляет нас оставаться творцами и хозяевами собственной жизни, помогает сохранить гармонию разума и чувств, да и просто, повышает настроение и предаёт силы.

Помимо этой уникальной выставки, советуем Вам не пропустить экспозицию «Между воображением и реальностью» Сэнди Скогланд – легендарной американской художницы. которая ещё в начале 1980-х годов предвосхитила возможности программы Photoshop.

Сэнди Скогланд, ключевая представительница жанра tableau photography — «постановочной» или «сконструированной» фотографии. Скогланд прославили на весь мир невероятные снимки её сюрреалистических инсталляций.

Художница испытывала колоссальный интерес к поп-культуре, эстетике китча, а также была буквально одержима коммерческой фотографией из глянцевых журналов и рекламы, создававшей образ «американской мечты».

В 1980 году Скогланд сделала одну из своих самых знаменитых фотографий «Радиоактивные кошки», на которой изображена постапокалиптическая сцена из жизни после атомной катастрофы. На первый взгляд может показаться, что кадр выполнен с помощью Photoshop, однако в действительности ярко-зеленые животные на снимке — это скульптуры, собственноручно вылепленные художницей из глины. 25 фигур кошек в натуральную величину запечатлены рядом с актерами, которые выполняют заранее срежиссированные действия. «В этом образе есть надежда, — говорила Скогланд в одном из своих интервью, — кошки смогли приспособиться к новым условиям, и выглядят энергичными. Однако роль людей в новом мире остается неясной, а их будущее — неопределенным». Трудно не согласить, что эта работа весьма созвучна сегодняшнему дню.

Остаётся добавить, что помимо глубины и актуальности таких творений художницы, как вышеупомянутые «Радиоактивные кошки», а так же «Месть золотой рыбки», «Лисьи игры» и т.д.- творения Скогланд чрезвычайно выразительные и яркие; они буквально заряжают зрителя энергией и эмоциями.

Так же хочется отметить выставку «Могло бы быть гораздо хуже», автором которой является Валерий Чтак.

Визуальный язык художника сочетает в себе эстетику граффити, стрит-арта и комиксов. Именно его экспозицию посетители видят, как только переступают порог здания. Произведения создавались автором буквально на стенах арт-пространства Мультимедиа в период «второй волны» коронавируса, когда музей был закрыт для посещения.

Центральная, по своему расположению в пространстве, работа «Сразу видно» по факту оправдывает своё название, так как находится прямо от входа в музей. Но все искусство Чтака — как раз о том, что по существу как раз — ничего не видно, — ни сразу, ни потом. И в этом и есть смысл. То есть смысл в том, что его нет, и это нужно просто принять, ведь «Могло бы быть гораздо хуже». В мире, где количество информации зашкаливает, искусство Чтака противостоит вере в то, что всему можно и нужно искать логическое, а следовательно — универсальное объяснение.

Давайте просто расслабимся и будем наслаждаться искусством в чистом виде. Добро пожаловать в Мультимедиа Арт Музей!

http://mamm-mdf.ru/

Адрес: Москва, ул. Остоженка, д. 16

Для справок: +7(495)637-11-00

ФОТО: ИГОРЬ СОТНИКОВ И СЕРГЕЙ УЛЬЯНЕНКОВ

ТЕКСТ: МИКАЭЛА СМИРНОВА