Из бюджета изымаются сверхидеи

Из бюджета изымаются сверхидеи

Нацпроекты лишают всего самого увлекательного и фантастического

К концу августа в правительстве почти завершена работа над определением бюджетного финансирования новых нацпроектов. На 2019 год расходы бюджета планируется увеличить на 1,17 трлн руб., из которых на нацпроекты уйдет 790 млрд. Бюджетная комиссия отклонила примерно две трети заявок министерств на допрасходы по проектам — если бы они были удовлетворены, определенные на шестилетку 8 трлн руб. были бы потрачены за три года. Бюджетный процесс в 2018 году оказался даже жестче, чем в прошлые годы: только на следующий год еще не распределенные расходы нацпроектов составляют 440 млрд руб. Деньги на них в бюджете уже есть, но соответствующих целей, полностью удовлетворяющих Минфин, еще нет.

“Ъ” удалось ознакомиться с итогами совещаний рабочей группы правительственной бюджетной комиссии, до 20 августа обсуждавшей с министерствами финансирование федеральным бюджетом 13 приоритетов расходов на 2018–2024 годы. Это 12 новых нацпроектов, одна инфраструктурная инвестпрограмма по направлениям, определенным майским указом Владимира Путина, а также расходы не включенных в них госпрограмм — то есть, по сути, большая часть бюджета.

Рабочую группу возглавляет первый вице-премьер Антон Силуанов.

К 20 августа, по данным “Ъ”, у нее не осталось несогласованных вопросов по финансированию нацпроектов: 8 трлн руб. допрасходов на 2019–2024 годы и лимиты на каждый из 13 проектов установлены, как и лимиты расходов в бюджете на эти годы. Всего на 2019-й дополнительные бюджетные ассигнования предлагается утвердить в объеме 1,17 трлн руб. (790 млрд руб.— нацпроекты, 380 млрд руб.— вне нацпроектов), на 2020 год — 1,25 трлн руб. (нацпроекты — 957 млрд руб.), на 2021 год — 1,48 трлн руб. (нацпроекты — 1,21 трлн руб.). Проектировки на 2019 год сбалансированы, на 2020 год не хватает 154 млрд. руб., на 2021 год —334 млрд руб., и эти расходы отнесены к условным.

Напомним, всего на мероприятия, «упакованные» в нацпроекты, на 2019 год предполагалось потратить в рамках бюджета на 2018–2020 годы 913 млрд руб., а согласно достаточно приблизительным бюджетным проектировкам до 2024 года — порядка 16 трлн руб. Минфин, повышая НДС, сокращая «непроектные» госрасходы, осуществляя нефтяной налоговый маневр, рассчитывал потратить на нацпроекты за шесть лет еще 8 трлн руб. В июне—августе ведомства, готовившие паспорта нацпроектов, предъявили гораздо большие запросы на финансирование. Так, на ближайший 2019 год общая сумма предложений по федеральным расходам составляла 2,11 трлн руб., из которых отклонены запросы на 1,32 трлн руб. В целом же 8 трлн руб. ведомства предложили израсходовать уже в бюджетном цикле 2019–2021 годов — что, впрочем, было совершенно невозможно, поскольку таких доходов федеральный бюджет с учетом бюджетного правила не имеет.

Итоги торга на 2019 год выглядят по состоянию на 20 августа примерно так. По семи нацпроектам (экологии, дорожному строительству, науке, цифровой экономике, малому предпринимательству, поддержке экспорта и инфраструктурной программе) все или большая часть предложений по допфинансированию пока отвергнуты рабочей группой как недоработанные — в сумме это около 440 млрд руб. Полностью исчерпали лимит финансирования после утверждения части дополнительных заявок шесть нацпроектов: демография, здравоохранение, образование, производительность труда, культура, жилье.

На 2019 год по демографическому нацпроекту отклонены заявки на две трети допфинансирования, по здравоохранению — на четверть, по образованию — минимально (на 5 млрд руб. из 48 млрд руб. запрошенного), как и по жилищному проекту (на 9 млрд руб. из 82 млрд руб.). Запросы экологического нацпроекта не удовлетворены примерно на 40%, дорожного — на две трети. Запросы нацпроекта по производительности труда удовлетворены почти полностью, науки — примерно наполовину. Наиболее серьезно расхождение желаемого и имеющегося в нацпроекте цифровой экономики. Там приняты предложения о расходовании 100 млрд руб. в следующем году при запросе в 426 млрд руб. 60% заявок нацпроекта по культуре отклонены, как и почти 40% заявок нацпроекта малого бизнеса. Нацпроект по поддержке экспорта пока получил одобрение чуть более четверти заявок. Наконец, инфраструктурный план при запросе на 2019 год допрасходов в 382 млрд руб. получил предварительное одобрение на допрасходы лишь на 58 млрд руб. при уже имеющихся в плане 263 млрд руб.

Заявки на инвестиционные расходы в рамках нацпроекта рабочая группа в августе отвергала с особой последовательностью: судя по всему, новой бюджетной идеологией будет в том числе принцип «государство — инвестор лишь в порядке исключения», и это хорошо соответствует еще одной идее бюджетной комиссии: государство поддерживает промышленность лишь в исключительных случаях (см. стр. 1).

Определенное изменение стиля в июльско-августовском бюджетном торге внутри правительства очевидно и в других аспектах. В первую очередь экономический блок правительства во главе с Антоном Силуановым намерен вполне буквально исполнить идею майского указа в бюджете: все средства на нацпроекты требуется выделить в составе бюджета без исключений — большая часть отклонений рабочей группой заявок связана, по информации “Ъ”, со слабой увязкой предложений по расходам с измеряемыми целями нацпроектов. То, что не будет сводиться в нацпроекты, также требуется консолидировать — в составе отраслевых госпрограмм. Недостаточно обоснованные расходы в бюджете на 2019–2021 годы сокращаются достаточно свободно: так, трансферт Пенсионному фонду на выплату маткапитала сокращается на 60–80 млрд руб. в год. Отклонены такие увлекательные бюджетные идеи, как создание «Дома народов России» Агентства по делам национальностей и разработка новой ФЦП по развитию внутреннего туризма с бюджетными расходами на рекламу туристических брендов РФ.

Там, где возможны условные варианты финансирования госрасходов, они применяются свободнее, чем раньше. Так, Минвостокразвития предложено получать на госпрограмму развития Дальнего Востока из поступлений прибыли от проекта СРП «Сахалин-2». РЖД как госАО рекомендовано отказаться от выплаты дивидендов, направляя прибыль на инвестиции — и отказавшись от поддержки из федерального бюджета. Минэкономики предложено обосновать допрасходы на деятельность организаций РФ на Шпицбергене. Ограничены заявки на допфинансирование АНО «ТВ-Новости» (Russia Today) — бюджет готов компенсировать компании в 2018 году потери от девальвации рубля в сравнении с расходами 2017 года, но не более того.

Минкомсвязи и в целом предложено сократить потребности в бюджетных ассигнованиях на 30%, создавая цифровую экономику в большей части не госвложениями, а регуляторными решениями и ориентируясь на частные вложения. Отечественную мобильную операционную систему, не первый год разрабатываемую Минкомсвязью и «Ростелекомом», предложено финансировать из внебюджетных источников — если таковые обнаружатся. В числе революционных идей, которые на 2019–2021 годы Минфин предлагает попробовать в бюджетной сфере,— консолидация расходов на услуги мобильной связи всем госслужащим по нормативам в рамках одного контракта. Предложения операторов по этому поводу Минкомсвязи должно проанализировать до 31 августа, впрочем, какие-либо подробности возможного мегаконтракта неизвестны. В целом же в составе отклоненных заявок в нацпроектах сейчас преобладают наиболее коррупционноемкие идеи: разработки разнообразных концепций развития, создание всеобъемлющих информсистем, мониторинги, субсидии юрлицам на «общественно полезные» проекты и так далее.

Системно пока не решены в рамках обсуждения нацпроектов вопросы в ведении Минэкономики — это в первую очередь финансирование доведения доли малого предпринимательства в ВВП к 2024 году до 40% и работы «фабрики проектного финансирования» на базе ВЭБа, а также большей части инфраструктурной программы. Судьба правительственной «концепции роста ВВП» начала 2018 года в целом в нынешних бюджетных проектировках весьма неочевидна.

Между тем бюджетная тактика позволяет Минфину сдвигать с места довольно крупные и социально значимые проекты. Так, в рамках дискуссии о нацпроектах Минобороны (имеющему к ним косвенное отношение) и Минфину предложено разработать и представить бюджетной комиссии к 5 сентября предложения по финансированию нового поэтапного увеличения численности контрактников в вооруженных силах. Очевидно, предполагаемое Минфином состояние бюджета на следующие три года позволяет говорить о возможности долговременного сокращения численности призывной армии.

Дмитрий Бутрин

Добавить комментарий