Иван Купала — народный праздник восточных славян, корнями уходящий в период родоплеменных отношений. Не смотря на внушительный возраст, в России продолжают праздновать Купалу в период летнего солнцестояния или 7 июля. В первом случае празднование основывается на языческом мировоззрении, время празднования зависит от астрономического явления, которое может немного смещаться в датах — летнее солнцестояние ( между 23-26 июня) , то есть самые длинные солнечные дни в году. Далее световой день идёт на спад. После принятия христианства дату

праздника перенесли на 7 июля, приурочив его к рождеству Иоанна Крестителя.
В этой статье речь пойдёт о том, как глазами журналиста проходит празднование языческого Ивана Купалы на одном из организованных мероприятий в Подмосковье, в деревне Лукино и немного о его традициях.
Происхождение названия праздника связано с одним из ритуалов этого праздника — купание в водоёмах. Считается, что в дни солнцестояния вода обладает особенными исцеляющими и энергетическими свойствами. «Иван» же пришёл от христианского Иоанна Крестителя. Иными словами современное название праздника Иван Купала включает в себя как коренную языческую, так и христианскую составляющую.
Праздничные мероприятия проводятся повсеместно, но в полной мере раскрывают себя на природе, где есть водоёмы и свободное пространство для больших хороводов и костров.
Я побывал на Купале в деревне Лукино, что в Подмосковье. Организационная информация была размещена в группе в социальной сети, там же расписаны правила поведения на мероприятии, ведь праздник древний и следует уважать традиции, людей, да и вообще те силы, к которым обращаются на обрядах. Употреблять спиртное и курить запрещено категорически, ведь это позорит Род, не говоря о его отравлении да и в целом портит атмосферу праздника. В остальном же посетить мероприятие может любой желающий, правда за посещение организаторы просят небольшой «дар» на организационные расходы.

Праздничные мероприятия с традиционными народными играми, плясками, музыкальными представлениями проходили с 24 по 26 июля, ключевые обряды проходили в ночь с 25 по 26 июня. Выступали как народные певцы, барды, так и рок группы с фольклорными текстами и выделяющимися народными инструментами.
На территории мероприятия было выделено место для размещения лагеря участвующих и места для торговли. Кто-то разбивал лагерь в поле, кто-то приезжал только на время. Я же с друзьями, будучи заядлым туристом разместился в лесу, недалеко от основного мероприятия на ночёвку. Чистота по отъезду была соблюдена.
Помимо мест для размещения лагерей, для народных ремесленников была выделена территория под торговлю. Нередко торговая палатка являлась частью лагеря для ночлега. Очень интересно наблюдать как люди продолжают соблюдать традиционные ремёсла. В продаже можно было встретить традиционные народные инструменты, одежду, украшения, обереги, ножи ручной работы из «серьёзных» сталей, еду, вкуснейший настоящий (что редкость) мёд, масла, травы, литературу и многое другое.

Славянская культура богата преданиями, знаками и символами, не говоря фонетике и невероятно богатом языке, многие слова которого по сей день можно разложить на осмысленные предложения, например: ВЕРА — ведать Ра (бог солнца), МУЖ — М(Мыслите)У(Укъ)Ж(Животъ)Ъ(Еръ) — Мудрости рода продолжатель и творец., ЖЕНА — Ж(Животъ)Е(Есть)Н(Нашь)А(Азъ) — Земной продолжатель Божьей жизни, ВОСПИТАТЬ — ведающим отцовским словом питать и т.п. Особое значение имела рунопись и символика. К сожалению все эти вещи забываются, и многие моменты можно оспорить, так как источников становится всё меньше.

Основные мероприятия праздника, состоящие из обрядов, театральных сцен, игр, плясок, хороводов и др. проходили в Купальскую ночь. В сумерки, 25 июня ведущий обращался к божествам, символизирующим природные явления, силы светлого и тёмного, в целом важные аспекты жизни; славили эти силы и участвующие в обряде, иначе говоря стоящие в круге были не просто наблюдателями, но и участниками обряда. По этому очень приветствовались традиционные одеяния.
Вся ночь пролетела на одном дыхании. Купала, несёт в себе много значений, одним из которых является сохранение Рода, по этому некоторые игры были ориентированны на молодых девушек и парней, с плясками, поцелуями да и вообще хватанием девушек и киданием их в речку (по предварительному обоюдному согласию).


Сидя в стороне со своей, мы обратили внимание что девушки были в восторге от безысходности побега от физически превосходящих участников игр. Не смотря на кажущуюся диковатость, эти игры проходили достойно и с уважением, без пошлости и грубости. Атмосфера праздника была насыщенна как живительной молодостью, так и мудростью старших.


Важнейший атрибут праздника — Купальский костёр, или огненный цветок. Его принято разжигать настоящим огнём, то есть трением. Вокруг него на огромной скорости в несколько рядов кружили хороводы, людей «пробивали» бубном от невзгод, а позже зажгли «коло (колесо)», и полыхающим покатили в реку, у которой далее пошли другие обряды. Если перенести огонь большого костра в домашний очаг, то это к благополучию в доме. По утру люди уносили останки костра как оберег к себе в дом. Неудивительно, что от такого огромного костра почти ничего не осталось.
Купала — очень масштабный и значимый праздник, но не единственный из старообрядческих. Подробнее об этом празднике можно прочитать в интернете или, например в библиотеке, но, к сожалению (на мой субъективный взгляд) не в школьных учебниках. От себя хочу сказать что очень греет душу, что по сей день есть люди, сохраняющие традиции, которые несут в себе исторические ценности для народа, например уважение к старшим, любовь к природе, близкому, здоровый образ жизни, великая ценность семьи и др.
На мой взгляд, на фоне информационного террора, навязывания ложных ценностей и разрушения нравственности, страну спасут здоровые семьи, где детей воспитает не телевизор, интернет и сомнительная система, а образованные и здоровые отец и мать, на примере которых развивается личность ребёнка.
Верю и надеюсь, что для многих это станет возможным.
Автор текста и фото — Алексей Стёпин
alexey@profit-art.pro