Монографическая выставка «Симон Ушаков — царский изограф XVII века»

Ушаков_DSC0086

Государственная Третьяковская галерея с 9 сентября 2015 по 10 января 2016 г. проводит первую в истории России монографическую выставку произведений Симона Ушакова (1626–1686) — самого известного русского иконописца XVII века, реформатора, основоположника нового стиля, получившего широкое распространение в творчестве мастеров московской Оружейной палаты, а затем и далеко за пределами столицы.
Симон Ушаков жил и творил в эпоху позднего Средневековья, от которой сохранилось множество письменных источников. С их помощью удается довольно точно проследить творческий путь Симона Ушакова от знаменщика (рисовальщика) Серебряной палаты до ведущего мастера Оружейной палаты, возглавлявшего наиболее крупные живописные работы. Документы архивов свидетельствуют о широком круге обязанностей иконописцев того времени: Симон Ушаков не только создавал иконы и расписывал храмы, но и исполнял рисунки для шитья и других видов прикладного искусства, украшал царские палаты, гравировал, рисовал карты и планы. В отличие от иконописцев предшествующих столетий, Симон Ушаков и его современники подписывали работы, указывая имена всех мастеров, трудившихся над иконой. Подпись воспринималась как подтверждение личной ответственности. Примечательно, что в подписях на иконах Симон Ушаков именует себя «государевым изографом», подчеркивая важность выполняемых им царских заказов. Эта цитата из подписи мастера вошла в название выставки.
Главным художественным открытием Ушакова было так называемое «живоподобие» — сложная система живописных приемов, позволявших передавать объем, фактуру и цвет лиц, причем сам мастер и его современники создали особую теоретическую концепцию, объяснявшую эти нововведения. Новая концепция «живоподобия» рождалась из стремления не нарушать традицию религиозной живописи того времени, а следовать ей как можно более точно. Стремление к «живоподобной» передаче ликов святых в глазах мастеров XVII века не было новшеством, а воспринималось как возвращение к идеалу, освященному преданием и канонами Церкви. В итоге новый стиль соединил в себе как индивидуальные творческие достижения русских мастеров, так и отдельные элементы и приемы европейской живописи, а понятие «иконописцы Оружейной палаты» надолго стало символом высокого мастерства и качества исполнения. В экспозиции собраны все лучшие работы Симона Ушакова.

Ушаков_DSC0093Часть ранних икон, относящихся к 1650-м — началу 1660-х годов, выполнена в традиционной манере, однако среди них есть и первые образцы «живоподобного» стиля, созданные для московской церкви Троицы в Никитниках. В их числе самая ранняя икона Спаса Нерукотворного (ГТГ) — это любимая тема, к которой художник обращался много раз на протяжении всей своей жизни. Именно этот образ позволял применить и отработать новые живописные приемы, приблизиться к натуральности. К 1660-м годам, когда Ушаков перешел в иконописную мастерскую Оружейной палаты, относятся работы, в которых стали широко применяться новые принципы письма: с помощью многослойных плавей, мелких мазков, дающих плавный переход одного тона в другой, мастер внедрял светотеневую моделировку в трактовке ликов. Блестящими образцами зрелой «живоподобной» манеры мастера являются две местные иконы из иконостаса церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Это — «Христос Вседержитель» (ГИМ) и «Богоматерь Киккская» (ГТГ), созданные в 1668 году, а также небольшой образ Спаса Нерукотворного 1673 года (ГТГ), находившийся в ризнице Троице-Сергиевой лавры, — он тоже был расчищен к выставке от слоя потемневшей олифы.

Ушаков_DSC0090Внимания заслуживает одна из самых необычайных и загадочных икон XVII столетия «Древо государства Московского» (Похвала иконе «Богоматерь Владимирская»), исполненная Симоном Ушаковым в 1663 году (ГТГ). Образ Богоматери Владимирской помещен в самый центр композиции – в медальон, увитый цветами и виноградными побегами, который словно вырастает из вершины древа. В медальонах поменьше, изображены святые и московские цари, которые держат в руках свитки с текстами, прославляющие Богоматерь. Создается аллегория на историческую тему, исполненная традиционным иконописным языком.

На выставке представлены произведения из 17 отечественных музеев, Российского государственного архива древних актов и частных собраний. Кроме икон самого Симона Ушакова экспонируются также наиболее известные работы его прямых учеников (среди которых были такие мастера как Георгий Зиновьев, Михаил Милютин и, возможно, Феодот Ухтомский). Особый раздел выставки составляют иконы, которые более не считаются написанными самим Ушаковым, — от произведений, почти полностью утративших авторскую живопись в результате поновлений, до явных подделок с фальшивыми надписями, созданных в другие эпохи. Их сравнение с подлинными работами мастера позволяет лучше ощутить своеобразие не только индивидуальной творческой манеры Ушакова, но и стиля мастеров Оружейной палаты в целом. К выставке подготовлена образовательная программа. Опубликован 528-страничный иллюстрированный научный каталог, включающий описания почти всех подписных и датированных икон Ушакова, некоторых приписываемых ему произведений и избранных работ его учеников, а также статьи ведущих исследователей творчества мастера и публикации результатов технико-технологических исследований.

Статью подготовил Кондратенко Михаил.

Добавить комментарий