Начало пути

Статья: Миронов Дмитрий, директор по развитию ООО «Гарантия»

Потребности маломобильных категорий населения учитывались в системе организации дорожного движения крайне редко. Кардинально переделать систему дорожного движения, переориентировать ее настолько, чтобы учесть интересы инвалидов, непросто. Вопрос не только в отсутствии достаточного объема финансирования. В законах четко прописано, какие условия нужно создать для этой категории населения. Чиновники, привыкшие создавать проекты исключительно на бумаге, не готовы к изменению стиля своей работы. Начинать следует не только с тех, кто отвечает за социальную инфраструктуру на подшефной территории, но и со всего общества.

Цифры оспорить сложно

В Федеральном реестре инвалидов указана статистика, очень наглядно демонстрирующая количество инвалидов в РФ по состоянию на 1 марта 2020 года. Общая численность людей с ограниченными физическими возможностями составляет 11 188 216 человек, из них 6 799 000 детей. Что касается гендерного аспекта, то по данным Минтруда РФ процент взрослых женщин-инвалидов составляет 57%, мужчин меньше – около 43%.

Больше всего в стране инвалидов II группы (около 5,2 млн).

Инвалидов I группа Инвалидов II группа Инвалидов III группа
1.4 млн человек 4,6 млн человек 5,2 млн человек

Почти 7 млн инвалидов относятся к возрастной группе свыше 60 лет, еще 1,8 млн входят в группу 51–60 лет, свыше 1 млн – в группу 41–50 лет.

Основные причины инвалидности

Причины инвалидности Процентное соотношение
Общее заболевание 85,6%
Инвалиды детства 10,5%
Трудовые увечья 1,4%,
Заболевания в период военной службы 1,1%
Военные травмы 0,5%
Прочие причины 0,9%

Стабильную работу по состоянию на 1 февраля имеют 26,37% инвалидов трудоспособного возраста. В правительстве рассчитывают на увеличение их доли до 50% к 2025 году.

Окружающая среда должна быть доступной для всех инвалидов, независимо от группы. К маломобильным категориям относят не только людей, у которых есть соответствующие медицинские показатели. Ограничение подвижности бывает по разным причинам – беременность, пожилой или детский дошкольный возраст, травмы в период реабилитации.

Проблема свободного передвижения имеет главный источник: таким людям не доступна в полном объеме социальная инфраструктура. Бытовые услуги беспрепятственно предоставляются физически здоровым людям, а про маломобильные группы почему-то забывают. Инвалиду без сопровождения сложно сесть в нужный транспорт, прогуляться по городу в безопасных условиях, купить нужные вещи или продукты. Получение медицинской или социальной помощи производится в порядке очередей, которые никем не регламентируются.

На сегодняшний день изменения в законодательстве видны. За инвалидами закреплено право получать социальные блага.

О законах и конвенциях

В основе понятия без барьерной среды лежит концепция универсального (или инклюзивного) дизайна. Данный термин был введён в употребление архитектором Рональдом Р. Мэйсом, а первый проработанный концепт представлен в работе Сэлвина Голдсмита «Design for the Disabled». Универсальный дизайн – это инструментарий, направленный на производство объектов (среды, техники, товаров, услуг и пр.) с учётом потребностей как можно большего числа людей, независимо от их пола, возраста и других особенностей.

Универсальный дизайн базируется на семи принципах:

  1. Равенство в использовании;
  2. Гибкость в использовании;
  3. Простота и интуитивность в использовании;
  4. Информативность;
  5. Толерантность к ошибкам;
  6. Малое физическое усилие;
  7. Размер и место для доступа и использования.

Концепция универсального дизайна в большей или меньшей степени отражена в нормативно-правовых документах, регламентирующих создание доступной среды в Российской Федерации:

  • Конвенция ООН о правах инвалидов.
  • Конституция РФ, Ст.7 п.2.
  • Градостроительный кодекс РФ, Ст. 2.
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
  • СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
  • СП 140.13330.2012 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения».

Объекты нового строительства должны быть приведены в соответствие нормативной базе ещё на этапе проектирования. Полноценная адаптация уже существующей среды под нужды маломобильных групп населения – крайне сложный процесс, требующий системного подхода и слаженной работы не только органов власти всех уровней, но и частного бизнеса.

Должна быть проведена работа по адаптации пешеходных путей движения на инвалидных колясках: занижение бордюрного камня на пешеходных переходах, строительство пандусов при перепаде высот. Следует ещё раз подчеркнуть, что данные мероприятия направлены на улучшение условий не только для группы инвалидов по опорно-двигательному аппарату, но и для всех членов общества, от людей с детскими колясками и пожилых людей вплоть до велосипедистов и людей с чемоданами.

По данным Индивидуального Предпринимателя Хомича Андрея Васильевича и Дмитрука Василия Михайловича, в течение последних 10 лет не закупались автобусы, приспособленные для использования маломобильной категории граждан. В будущем необходимо купить автобусы для этой категории. Помимо закупки автобусов, необходимо обеспечить соответствие высоты остановочных платформ и их доступность маломобильным группам. Кроме того, маршруты общественного транспорта должны быть обеспечены звуковым информированием об остановках.

Для удобства инвалидов по зрению уличная навигация должна быть дополнена контрастными знаками и тактильной плиткой.

При проектировании конкретных решений особое внимание следует уделить СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и СП 140.13330.2012 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения», досконально описывающим параметры элементов доступной среды. С момента издания данных стандартов, силами муниципальных учреждений различных городов и активистами общественных объединений инвалидов в помощь проектировщикам были выпущены пособия, наглядно иллюстрирующие применение нормативной базы. Среди них следует отметить пособие «Азбука доступности среды жизнедеятельности» Министерства социальной защиты населения Свердловской области и книгу «Доступная среда и универсальный дизайн глазами инвалида» Елены Леонтьевой, содержащую не только иллюстрированные примеры качественного обеспечения доступности и анализ частых ошибок, но и обоснование тех или иных требований к среде с точки зрения инвалида по опорно-двигательному аппарату. Кроме того, привлечение представителей маломобильных групп к прямому участию в решении вопросов доступности среды позволяет резко повысить качество проектных решений.

Мероприятия по обеспечение благоприятных условий для движения инвалидов в рамках КСОДД в городах России с численностью населения более 100 000 человек:

Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) — это документ, в котором предлагается система научно обоснованных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, упорядочение и улучшение условий движения транспортных средств и пешеходов по улично-дорожной сети.

Комплексной схемы организации дорожного движения города Челябинска Челябинской области (численность населения 1 200 719 человек на 1 января 2019 года) – мероприятия по обеспечение благоприятных условий для движения инвалидов не разработаны.

Комплексной схемы организации дорожного движения городского округа город Уфа Республики Башкортостан (численность населения 1 135 480 человек на 1 января 2019 года) – раздел разработан, но мероприятия носят упрощенный характер.

Комплексная схема организации дорожного движения городского округа – города Барнаула Алтайского края (численность населения 696 735 человек на 1 января 2019 года) – раздел разработан, но мероприятия носят упрощенный характер.

Комплексная схема организации дорожного движения на территории Владивостокского городского округа Приморского края (численность населения 633 144 человек на 1 января 2019 года) – раздел разработан, но мероприятия носят упрощенный характер.

Комплексная схема организации дорожного движения в границах муниципального образования город-курорт Сочи (численность населения 524 023 человек на 1 января 2019 года) – мероприятия по обеспечение благоприятных условий для движения инвалидов не разработаны.

Комплексная схема организации дорожного движения города Липецка (численность населения 509 420 человек на 1 января 2019 года) – раздел разработан, но мероприятия носят упрощенный характер.

Комплексная схема организации дорожного движения муниципального образования «Город Архангельск» Архангельской области (численность населения 355 476 человек на 1 января 2019 года) – мероприятия по обеспечение благоприятных условий для движения инвалидов не разработаны.

Комплексная схема организации дорожного движения на улично-дорожной сети муниципального образования «Город Вологда» (численность населения 319 074 человек на 1 января 2019 года) – раздел разработан, но мероприятия носят упрощенный характер.

Комплексная схема организации дорожного движения городского округа Новокуйбышевск Самарской области (численность населения 100 940 человек на 1 января 2019 года) – раздел разработан, но мероприятия носят упрощенный характер.

Схема организации дорожного движения должна быть комплексной, рассматривать всех его участников и уравнивать их в правах. И сразу невооруженным глазом видны проблемы, требующие немедленного решения. Мероприятия по обеспечению по инвалидам в некоторых проектах описываются недостаточно, общие фразы больше похожи на отписки, которые так и останутся на бумаге.

Поэтому при разработке комплексной схемы организации дорожного движения проектировщикам необходимо детально уделять разделу обеспечение благоприятных условий для движения инвалидов, а именно:

  • выделить возможные места притяжения инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • обустройство тротуаров и пешеходных дорожек тактильной плиткой;
  • определить точное количество парковочных мест для инвалидов, около бюджетный и социальных учреждений:
  • предусмотреть мероприятия по оборудованию тактильными плитами пешеходных переходов и тротуаров;
  • определить точное количество по оборудованию светофорных объектов звуковыми сигналами;
  • построение удобного маршрута передвижения для инвалидов и других маломобильных групп населения. 
  • адаптация транспорта и остановок для инвалидов;
  • и др. мероприятия…

Какие перемены заметны сегодня?

Общественный транспорт первым «откликнулся» на потребности маломобильных категорий населения. В столице в метро сведения об остановках выводятся на интерактивную карту, чтобы человек мог визуально увидеть эту информацию. Ранее эти сообщения были только звуковыми. Инвалиды уже не ходят самостоятельно, для удобства и безопасности их сопровождают сотрудники метрополитена. Первые изменения видны в аэропортах, вокзалах, социальных учреждениях.

 

Изменения в основном начинаются с крупных городов. В Санкт-Петербурге в новом подвижном составе, закупаемом городом, предусмотрено наличие выдвижных аппарелей, уровень пола понижен. Автоинформаторы установили в общественном транспорте, каждая единица оснащена ими на 100%.

Новая система «Говорящий город» сейчас активно используется для информирования слабовидящих и слепых пассажиров. Человек слышит, что транспорт прибыл на его остановку, можно выходить. Времени для медленного передвижения по салону достаточно. Звуковой сигнал ориентирует, где расположена дверь. В магазинах, больницах, почтовых отделениях начинают появляться пандусы. Это лучшее свидетельство того, что мы на правильном пути.

МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ НА ОСНОВАНИИ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1.  Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2019 года. Федеральная служба государственной статистики.
  2. Приказ Министерства транспорта РФ от 26.12.2018 № 480 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения».
  3. Федеральный закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2017 № 443-ФЗ.
  4. Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов».
  5. Баринова, Г.В. Инвалидность как социальный феномен современного российского общества (социально-философский анализ): дис. на соиск. уч. степ. докт. философ. наук / Г.В. Баринова. – М., 2015. – 487 с.
  6. Мельникова, Т.В. Истоки милосердного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья в России (историко-правовой аспект) / Т. В. Мельникова // Ленинградский юридический журнал. – 2013. – №1. – С. 60-66.
  7. Киселев, М. И. Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями /М.И. Киселев // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 412- 415.
  8. Декрет № 906. Совета Народных Комиссаров. Положение о Социальном Обеспечении трудящихся [Электронный ресурс]: Исторические материалы. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг Режим доступа: http://istmat.info/node/31921
  9. СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с Изменением № 1);
  10. СП 35-105-2002 Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
  11. СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с Изменением N 1);
  12. Официальный сайт Администрации города Санкт-Петербурга;
  13. Транспорт Российской Федерации (портал для специалистов транспортной отрасли).