Назад в СССР. Ностальгическая выставка в московском Манеже.

Тема ностальгии по Советским временам в наши дни актуальна, как никогда. Уютные тематические чебуречные и рюмочные, множество ретро-выставок и концертов: всё это привлекает неизменное внимание как у тех, кто вырос в эпоху СССР, так и у молодёжи, которая видит определённую поэзию в богатом наследии коммунистического прошлого.

Именно по этой причине экспозиция под названием «ДК СССР», приуроченная к 100-летию со дня образования Советского Союза пользуется неизменным успехом с момента своего открытия по сегодняшний день. Центральный Манеж стоит обязательно посетить не только тем, кто ностальгирует по Советскому прошлому, но и тем , кто ищет вдохновения в настоящем: множество идей и всевозможных проектов в различных областях – как осуществлённых, так и нереализованных, — поистине, опередивших своё время можно встретить в рамках одной масштабной выставки.

Более 700 экспонатов представляют советское искусство для посетителей и раскрываю идею Домов культуры, возникших в СССР.

Выставка разделена на несколько тематических залов по различным направлениям: музыка, фотография, кино, графика, архитектура, скульптура, живопись и театр.

Один из разделов выставки рассказывает о формировании архитектурной типологии ДК. Здесь представлены эскизы Домов Культуры в разных городах.

Особый интерес представляет зал посвящённый проекту Дворца Советов в Москве, который так и не был осуществлён. Воздвигнуть футуристический архитектурный комплекс планировалось на месте Храма Христа Спасителя, который был снесён в начале 1930-ых годов. С началом Великой Отечественной Войны проект был заморожен, а стальные конструкции, которые уже успели заложить, были разобраны и использовались для обороны Москвы. В зале представлены конкурсные проекты величайшего из домов культуры от самых разных архитекторов. Главный из них представляет знаменитое высотное здание, увенчанное гигантской скульптурой Владимира Ильича Ленина. Огромное гипсовое ухо, которое можно увидеть на выставке — это ни что иное, как деталь гипотетической статуи вождя, зрителю остаётся только представлять себе размеры самой статуи, если бы проект был осуществлён.

Не менее интересен зал МАВЗОЛЕЙ, посвященный усыпальнице Владимира Ильича. Ленин скончался 21 января 1924 г., а уже 27 января был похоронен во временном деревянном Мавзолее, спустя полгода здание было перестроено в более монументальное, но также из дерева, а каменный Мавзолей, который мы можем видеть сегодня, был построен в 1930-ые годы. По всей стране был кинут клич, о том, что любой советский человек может прислать свой вариант гробницы вождя. Посетители выставки могут ознакомиться с конкурсными проектами Мавзолея, и не только архитекторов-профессионалов, один из которых украшает Красную площадь; но и любительские, наивные и фантасмагорические, полные любви и восхищения к почившему вождю.  Например, под девизом «Мощный» или «Ленин умер, но живет в сердцах».

Монументальная скульптура считается одной из самых значимых в советской культуре. Памятники создавались в честь революционеров, ученых, рабочих и крестьян,- в общем, тех, кто воплощал идеи революции, пролетариата, труда, коммунизма. На экспозиции представлены такие эпические работы, выполненные в этом жанре, как «Призыв к революции» А. Бабичева (1922 год) и «Сталевары» Б. Пленкина (1976 год).

В разделе фотомастерской собраны более 50 работ великого Евгения Халдея — портреты советских людей, для которых и создавались ДК.

В зале скульптур представлена часть мозаик Надежды Ходасевич-Леже, с портретами великих русских и советских людей. Грандиозные мозаичные панно с изображением П.И.Чайковского, В.Маяковского, М.Горького, М.Плисецкой  и других, которые были подарены художницей Советскому Союзу и находились в городе Дубне, впервые выставляются в Москве.

Живописи СССР посвящены три раздела экспозиции.

Первый показывает художественные течения в искусстве в 1920-1930-ых годов. Они представлены работами художников того времени: Казимира Малевича («Две мужские фигуры» и «Крестьянка»), Кузьмы Петрова-Водкина («Селедка»), Сергея Герасимова («Хлеб наш насущный», «В. И. Ленин на съезде Советов среди делегатов-крестьян»), Александра Дейнека («Беседа колхозной бригады») и других.

Второй носит название «Суровый стиль». Это направление было характерным для 1950-1970-ых годов, когда воспевали современников — простых людей, героев труда. Живопись довольно лаконична, без прикрас, фигуры линейные, цвета плоские. На экспозиции представлены такие работы, как «Шахтер» М. Труфанова (1959 год) и «Женщины Апшерона» Т. Салахов (1967 год).

Третий раздел представляет беспредметное искусство 1960-ых годов.

В зале, посвящённом детской книжной иллюстрации, можно увидеть оформление книжек про дядю Степу, Витю Малеева, Чука и Гека и другие, созданные в советское время популярными художниками современниками.

Отдельный зал экспозиции рассказывает о развитии и индивидуальных чертах кинематографа каждой из союзных республик. В зале можно увидеть киноаппаратуру и мини экраны, на которых транслируются кусочки из фильмов различных киностудий: Российской СФСР, Латвийской ССР, Белорусской ССР, Таджикской ССР, Грузинской ССР и.д. Поражает многообразие выразительных средств кинематографа, высокий профессионализм режиссуры, прекрасные актёрские работы и при этом — ярко выраженный национальный колорит кинотворчества каждой из этих студий. Второе слово в название выставки — «ДК СССР» — подразумевает совокупность многонациональных республик. Поэтому данный раздел выставки максимально наглядно раскрывает тему всей экспозиции.

Также интересен раздел экспозиции, посвященный ВХУТЕМАСу. ВХУТЕМАС – «Высшие художественно-технические мастерские» — существовали в 1920-ых годах в Москве и Петрограде (С-Петербурге). Они стали первым послереволюционным учебным заведением для подготовки творческих кадров и местом, где зарождалось советское дизайнерское образование. За 10 лет существования института его окончили около 1500 художников, скульпторов и архитекторов. В стенах ВХУТЕМАСа разрабатывали новые методики преподавания, среди педагогов были представители авангарда, конструктивизма и рационализма. Студенты создавали посуду, скульптуры и агитационные установки для демонстраций, иллюстрировали книги и разрабатывали шрифты, проектировали жилые дома и мебель. Центром экспериментальных поисков было Основное отделение — вводный курс, где студентов всех факультетов учили общим законам восприятия и передачи цвета, основам пространственного мышления и формообразования, а также ритму и законам композиции. Педагоги даже придумывали собственные инструменты для практики полученных знаний. Николай Ладовский, например, создал «простометр», который помогал студентам адекватно воспринимать пространство: правильно оценивать реальную высоту, удаленность и приближенность объектов. Среди выпускников школы — художники Александр Дейнека и Андрей Гончаров, скульптор и график Владимир Кудряшев, архитекторы Иван Леонидов и Георгий Крутиков, дизайнеры и мастера киноплаката братья Стенберги.

Завораживает экспозиция, посвященная экспериментам в музыке и музыкальным инструментам в ХХ веке. К примеру, очень любопытна модель светового аппарата, созданная инженером А. Мозером в 1910 году для сопровождения симфонии А. Скрябина «Прометей». Александр Скрябин — композитор и пианист, представитель символизма, впервые использовал цвет в музыке, что и получило название «светомузыка».

Россия может по праву считать себя родиной электронной музыки. Здесь в 1920 году Лев Термен создал терменвокс — первый в мире концертный электромузыкальный инструмент, а в конце 1950-х годов долгую работу над оптическим синтезатором «АНС» окончил Евгений Мурзин. В его Московской студии электронной музыки собрались молодые таланты: Эдуард Артемьев, Альфред Шнитке, Станислав Крейчи, Владимир Мартынов и другие. У терменвокса счастливая судьба. Он до сих пор находится в концертной практике (один из самых известных исполнителей на терменвоксе — гитарист Led Zeppelin Джимми Пейдж), существуют мастер-классы по игре на нем, его можно купить и т. д. Все дело в том, что изобретение Льва Термена на тот момент удачно совпало с планами государства. Советский Союз занимался пропагандой идеи электрификации всей страны, и на этой волне терменвокс одобрили главные люди в стране. Термен лично показывал инструмент Владимиру Ленину и в 1930-е годы ездил по СССР с терменвоксом, неся свет знаний, связанных с электричеством. Узнать историю этого уникального изобретения и его создателей, увидеть и, самое главное, услышать, как он звучит, можно на выставке «ДК СССР».

Специально для выставки композитор-авангардист Алексей Ретинский написал музыкальное произведение, которое можно послушать в отдельном зале в сопровождении архивной видеохроники.

В зале «ТЕАТР и ЗРИТЕЛЬ» можно увидеть , к примеру, фотографии Андрея Миронова в образе Фигаро, Алисы Фрейндлих в гримерной и Андрея Мягкова на репетиции спектакля «Чайка».

Здесь также представлена первая афиша спектакля «Необыкновенный концерт» (1946 г.)» театра кукол им.С.В.Образоца и кукла «Опереточная певица» из этой постановки. Удивительно, что спектакль идёт в театре и по сей день идет.

Вы можете увидеть в этом зале уникальные театральные костюмы, например, наряды персонажей Тартальи и Бригеллы из спектакля театра им. Евгения Вахтангова

«Принцесса Турандот» или костюм Фигаро из спектакля «Безумный день или женитьба Фигаро» для театра Сатиры авторства Вячеслава Зайцева, созданного маэстро в 1969 году.

Истинный театрал не сможет пройти мимо фрагмента декорации легендарного спектакля «Юнона и Авось» в Ленкоме (1981 г.) или макета декорации к спектаклю «Царская охота» Романа Виктюка для театра им. Моссовета (1977 г.).

Выставка «ДК СССР» производит колоссальное впечатление многообразием экспозиции и широким охватом тем. В её основу положены две основные концепции Домов культуры. Это идея синтеза искусств: когда в одном пространстве объединяются выставочные залы, театр, кинотеатр, концертный зал, библиотека-читальня и художественные мастерские. Также идея активного участия каждого человека в культурной жизни страны. Ведь именно Дома культуры были центром жизни как в мегаполисах, так и в маленьких городах и в деревнях. В них проходили все самые значимые культурные события — концерты, выставки, танцы; тут можно было заниматься творчеством и находить единомышленников. Предлагаем Вам окунуться в эту потрясающую атмосферу и стать её частью. Торопитесь, ведь до окончания экспозиции остаются считанные дни!

Официальный сайт выставки «ДК СССР»: https://дкссср.рф/

ДО 2 АПРЕЛЯ 2023г.

Адрес: Манежная площадь, дом 1

Время работы: со вторника по воскресенье с 12.00 до 22.00 часов, понедельник- выходной день.

Билеты можно купить на официальном сайте и в кассе Манежа.

АВТОР ТЕКСТА: МИКАЭЛА СМИРНОВА

ФОТО: ИГОРЬ СОТНИКОВ, СЕРГЕЙ УЛЬЯНЕНКОВ