Осень олигархов: о крупнейшем крахе российских банков

20 лет назад была отозвана лицензия у одного из первых российских негосударственных коммерческих банков – «Инкомбанка», занимавшего в 1998 году второе место по объему активов после «Сбербанка». Это можно назвать началом конца «семибанкирщины» — периода, когда отечественная олигархия ассоциировалась в основном с представителями финансового сектора.

Банкиры у власти

Слева направо: Анатолий Чубайс, Александр Смоленский, Борис Ельцин, Виталий Малкин, Михаил Фридман, Владимир Потанин, Михаил Ходорковский, Вагит АлекперовВ 1990-х годах представители финансового сектора играли огромную роль в экономической и политической жизни России. Тяжелое положение с госбюджетом, финансированием госзаказа, да и в целом экономический спад первой половины 1990-х привели к тому, что именно в руках банкиров оказался сосредоточен основной финансовый потенциал.

Апофеозом стали «залоговые аукционы» 1995-1997 гг, в ходе которых именно крупнейшие банки, прокредитовав государство под залог принадлежащих ему акций, получили в итоге в собственность наиболее привлекательные куски российской экономики, такие как «ЮКОС» (сейчас де-факто – «Роснефть»), «Норильский никель», «Сибнефть» (сейчас – «Газпром нефть»).

А в 1996 году во многом благодаря этим кредитам государство смогло погасить долги по зарплате и де-факто профинансировать избирательную кампанию Бориса Ельцина, что дало ему возможность выиграть выборы президента РФ. Тогда же появился термин «семибанкирщина» — список семи (по некоторым другим версиям – девяти) бизнесменов, пользующихся наибольшим влиянием на российскую политику. В этом списке был только один, чьи активы были преимущественно нефинансовыми – Борис Березовский; империи всех остальных «выросли» из банковского бизнеса.

Системный кризис

В 1998 году в России разразился тяжелейший финансово-экономический кризис — на фоне кризиса в Азии и падения нефтяных цен. Подробнее о предшествующей этому ситуации в стране и о том, как правительство пыталось справиться с дефицитом бюджета с помощью ГКО, читайте в нашем материале. Тяжелая ситуация в экономике усугублялась неэффективной монетарной политикой — инфляция сдерживалась за счёт завышенного курса рубля (около 6,2 за доллар), бюджетная политика была слишком мягкой. 17 августа 1998 года был объявлен дефолт по долговым обязательствам и девальвирован рубль. Через неделю Ельцин отправил в отставку правительство Сергея Кириенко, глава ЦБ Сергей Дубинин ушел в отставку в начале сентября. К концу 1998 год курс доллара перевалил за 20 рублей (валютный коридор пришлось отменить). Уровень инфляции по итогам 1998 года составил 84,5% против 11% в 1997-м, резко упали реальные доходы и уровень жизни населения. Но, пожалуй, самым тяжелым последствием стал крах большинства системообразующих банков.

Крушение надежд

Особенно сильно в кризис пострадали банки – один из немногих процветавших в 1991-1997 гг. секторов российской экономики.

Если посмотреть на список крупнейших по объему активов российских банков по состоянию на конец первого квартала 1998 года (то есть до начала острой фазы кризиса), статистика выглядит следующим образом. Из первой десятки до нынешних времен дожили лишь три банка, причем все три – государственные или квазигосударственные («Сбербанк», ВТБ, «Газпромбанк»).

Если говорить о тех, кто не выжил, их список впечатляет (данные по финансовым показателям приведены по рейтингу российских банков журнала «Коммерсантъ-Деньги» по итогам первого квартала 1998 года).

«Инкомбанк» (2-е место по активам). Был основан в 1988 году и стал одним из первых частных коммерческих банков в СССР (выдача лицензий частным банкам в Советском Союзе началась во второй половине 1988-го). Основными акционерами были крупные предприятия, преимущественно ориентированные на экспорт и внешнюю торговлю. 29 октября 1998-го у банка была отозвана лицензия в связи с «неисполнением банком требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов Банка России, неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанности по уплате обязательных платежей». Это стало первым и последним на сегодняшний день случаем отзыва лицензии у столь крупного банка. По слухам, столь быстрый отзыв лицензии (менее 2,5 месяцев после дефолта, когда все остальные крупные банки еще пытались спасти) был связан, в том числе, с тем, что руководитель «Инкомбанка» Владимир Виноградов («входил» в «семибанкирщину») не смог найти общий язык с руководством Банка России при поиске путей выхода из кризисной ситуации.

«СБС-Агро» (3-е место по активам). Банк был основан в 1989 году Александром Смоленским («входил» в «семибанкирщину») под брендом «Столичный», в 1994 году был переименован в «Столичный банк сбережений» (СБС), в 1997-м – в «СБС-Агро» (после приобретения акционерами банка контрольного пакета «Агропромбанка»). В момент криза 1998 года занимал второе место в России после «Сбербанка» по количеству частных вкладчиков – 2 млн чел. В сентябре 1998 года в «СБС-Агро» была введена временная администрация Банка России, позднее банк был передан под управление Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое и стало его основным акционером. По результатам работы АРКО в январе 2003 года было принято решение об отзыве лицензии у «СБС-Агро». Вместе с тем, Александр Смоленский еще в 1998 году на базе дочерних банков «СБС-Агро» создал банковскую группу ОВК, которая в 2003 году была продана группе «Интеррос» (по информации СМИ – за $200 млн).

«ОНЭКСИМ-Банк» (4-е место по активам). Основан в 1993 году предпринимателями Владимиром Потаниным («входил» в «семибанкирщину») и Михаилом Прохоровым. Активно занимался обслуживанием экспортно-импортных операций и залоговых аукционов. На момент кризиса 1998 года задолженность банка оценивалась более чем в $1,5 млрд, дефицит капитала – в $1 млрд. Тем не менее, банку в итоге удалось избежать банкротства и договориться с кредиторами, выплатив им порядка $100 млн. В конце 2000 года лицензия банка была аннулирована – в связи с его присоединением к «Росбанку».

«Межпромбанк» (6-е место по активам). Был основан в 1992 году. Основными бенефициарами банка считались структуры, подконтрольные экс-сенатору Сергею Пугачеву, которого также считали человеком, близким к «семье» и администрации первого президента РФ Бориса Ельцина. Кризис 1998 года банк пережил и прожил еще более 10 лет. Существенные проблемы у «Межпромбанка» возникли после следующего тяжелого кризиса, 2008 года. Лицензия у него была отозвана в октябре 2010 года, на тот момент банк входил в Топ-30 российских банков. Руководство Банка России при этом, комментируя отзыв лицензии, прямо обвиняло руководство банка в фальсификации отчетности и выводе средств.

«МЕНАТЕП» (7-е место по активам). Получил лицензию в начале 1992 года. Один из крупнейших бенефициаров и руководитель банка, Михаил Ходорковский, «входил» в «семибанкирщину». Активно участвовал в приватизации, самая известная сделка – покупка нефтекомпании «ЮКОС» в конце 1995 года. Прекратил выплаты вкладчикам в сентябре 1998 года, 18 мая 1999 года у банка отозвали лицензию. А через неделю после этого «КамАЗ», везший 607 коробок с документами банка, упал с моста на границе Тверской и Московской областей и затонул на глубине 13 метров. «КамАЗ» ехал в Новгород: как раз накануне отзыва лицензии банк принял решение передать 20 тысяч своих документов на хранение в местный архив политической истории. В результате этой аварии на дне реки исчезли такие документы, как «Распоряжения и приказы по банку. 1989-1997 годы» и архивы операций по счетам клиентов ряда московских отделений банка.

«Российский кредит» (8-е место по активам). Учрежден в 1991 году. Один из основателей, впоследствии – президент «Роскредита», Виталий Малкин, «входил» в «семибанкирщину». В 1999 году перешел под управление АРКО, в 2003-м – закончил реструктуризацию и вышел из-под внешнего управления. В 2012 году сменил собственников, в 2015-м – лишился лицензии: Центробанк обосновал это тем, что средства банка размещались в интересах собственников, а также отметил низкое качество кредитного портфеля.

«Империал» (10-е место по активам). Банк был зарегистрирован в конце 1990 года. Среди акционеров и клиентов банка в середине 1990-х числились крупнейшие российские компании топливно-энергетического комплекса. Широкой публике особенно запомнился рекламными роликами по мотивам исторических анекдотов («Всемирная история – банк Империал»). «Самое хорошее, что было в «Империале», — это рекламные ролики», — говорил позднее в интервью Сергей Родионов, руководивший банком с 1992 года по май 1998 года. «Империал» первым в России начал выпускать рублевые платежные карты VISA. Банк мог бы стать и первым российским крупным банком, лишившимся лицензии после дефолта – она у него была отозвана уже 25 августа 1998 года. Однако он стал участником еще одного беспрецедентного события: в середине 1999 года, уже будучи банкротом, добился через суд отмены решения об отзыве лицензии. Повторно был лишен лицензии в начале 2004-го.

Сухой остаток

По Топ-20 крупнейших банков ситуация не лучше. На данный момент из них живы только семь: три упомянутых банка с госучастием, три банка с иностранными акционерами – «Международный московский банк» (ныне «Юникредитбанк»), «Ситибанк» и «Интернационале Нидерланден банк Евразия» (сейчас – «ИНГ банк»), а также единственный частный банк с российскими собственниками – «Альфа-банк».

Всего же за первый год после августовского кризиса лицензии потеряли свыше 180 банков. При этом в большинстве случаев частным вкладчикам удалось вернуть свои деньги (обычно выплаты им проводили госбанки, которым за это передавались активы проблемных банков) – правда, происходило это далеко не сразу, поэтому потери от инфляции и девальвации все равно были серьезными. С предприятиями дело обстояло гораздо хуже: многие из них потеряли все и прекратили существование, их сотрудники остались без работы, многим долгое время нечем было платить сотрудникам зарплату.

В своем годовом отчете за 1998 год Банк России среди основных причин коллапса значительного количества банков называет, помимо краха рынка ГКО, девальвации и внутрибанковских причин, в частности – недостаточную капитализацию банков, резкий отток средств населения и организаций в первой половине 1998-го, низкое качество управления, слишком большую долю вложений в ГКО в активах, недостаточный учет валютных рисков при хеджировании валютных рисков нерезидентов, вложивших средства в российские рублевые госбумаги — общий объем обязательств российских банков (без «Сбербанка России») на поставку иностранной валюты нерезидентам по состоянию на 1.08.98 составил, по данным ЦБ, $22,7 млрд и в 1,4 раза превысил их совокупный капитал.

Впрочем, с точки зрения дальнейшего развития российской экономики в целом, да и политической системы страны, важны не эти причины, а следствие: финансовая олигархия де-факто прекратила свое существование.
Статью подготовил Колесник Сергей Сергеевич

Добавить комментарий