Пандемия страха и тревоги. Точка зрения специалиста. Разговор с психологом Светланой Акаткиной.


«Наша жизнь многогранна в той же мере, сколь и непредсказуема. Мы никогда не знаем точно, что нас ждет за очередным жизненным поворотом и какие события уготованы мирозданием. Неопределенность характеризует природу нашей жизни и сопровождает нас постоянно. Уже несколько лет мы живем в ситуации коронавирусных ограничений и получаем бесценный опыт взаимодействия с тревогой и страхом.
Тревога — эмоциональная реакция человека на возможную опасность. Необходимо понимать, что сама по себе тревога абсолютно нормальна и безопасна. Более того тревога относится к числу условий человеческого существования, при этом динамика ее переживания зависит от многих факторов, в том числе отношения к ней самой. Тревога порой помогает лучше понять себя, познать жизненные процессы и в целом устройство жизни, преобразуясь в здоровое любопытство и интерес.
Тревожность — это черта личности, выражающаяся в склонности переживать тревогу.
Сталкиваясь с реальной опасностью или находясь в обстоятельствах, которые напрямую могут привести к возникновению неблагоприятных последствий, мозг вырабатывает три основные стратегии поведения — бей, беги, замри. Страх — это время на ориентировку, период, в течении которого необходимо оценить ситуацию, степень опасности и принять одно из трех решений.

Тревожность характеризуется тем, что страх возникает в ситуации отсутствия реальной угрозы.
В тот момент, когда человека охватывает повышенная тревожность, реальность для него выглядит гораздо более непредсказуемой и опасной, чем она есть. И дело не в самой реальности, а в том, какой он ее видит. В этом и заключается основная особенность тревожного состояния — отсутствие предметной направленности самой тревоги. Испытываемое беспокойство является безобъектным и не связано с определенной причиной.

Переживая тревогу человек ощущает сильную неясную опасность, перед которой он абсолютно бессилен. Психоанализ исходит из того, что формирование тревожности берет свое начало в детстве человека, что объясняется относительной беспомощностью ребенка перед неблагоприятными воздействиями.
З. Фрейд в качестве одной из причин тревожности указывал на страх перед влечениями, обнаружение которых или следование которым создаст внешнюю опасность.
Для устранения угнетающих проявлений сильной тревожности в первую очередь необходимо установить первопричину, тот внутренний конфликт, который провоцирует такую реакцию организма.

Слишком высокий уровень тревоги разрушает, делая порой невозможным полноценное осуществление жизнедеятельности, особенно когда такое состояние связано с процессом соматизации и развитием сопутствующих физических патологий.

Если говорить о симптоматике, то повышенная тревожность будет сопровождаться беспокойством, волнением, напряжением, повышенной чувствительностью, заниженной самооценкой. На физическом уровне она будет проявляться головной болью, тошнотой, головокружением, дрожью, учащенным сердцебиением, мышечным напряжением и другими симптомами. Иногда тревога может скрываться за чувством усталости, неспособности к определенному виду деятельности, неспособности получать удовольствие. При этом указанные факторы не зависят от уровня физического развития, образования или умственных способностей человека.

Чаще всего сталкиваясь с повышенной тревожностью человек всеми силами старается подавить ее, отрицать или сознательно преодолевать. Например, сталкиваясь с паническими атаками, стремится принять лекарство, вызвать скорую помощь, в целом начать предпринимать активные действия для преодоления состояния. Боясь собственных мыслей, которые по его мнению непременно должны привести к каким-то негативным последствиям, старается подавить и «не думать» их. Подверженный ипохондрии человек, бесконечно сдает анализы и проходит обследования организма для достижения успокоения. Однако единственный результат, на который при этом можно рассчитывать — это устранение явных проявлений тревожности. Проблема в данном случае заключается в том, что вместо того, чтобы изменить что-то в себе , человек переносит ответственность на внешний мир, уходя от осознания собственных мотивов. Становясь привычным, такое поведение прочнее встраивает негативные проявления в жизнь, и как следствие беспокойство лишь нарастает.

Первое и самое важное при самопомощи в тревожном состоянии это осознание того, что ваши мысли это всего лишь мысли, а не факты, которые необходимо принимать во внимание и которые способны на что то повлиять. Любую мысль можно и нужно поставить под сомнение. В момент сильного испуга важно напомнить себе, что так вы пугали себя уже много раз и страшные сценарии, нарисованные воображением, не сбылись. Не нужно торопиться с выводами, важно разобраться в том, как обстоят дела на самом деле. Действительно ли у вас есть реальный повод для опасения. Это поможет не улетать в фантазии, а остаться в настоящем и здраво оценить реальную картину мира.

Избегая того, что кажется опасным, человек сталкивается с большим количеством ограничений — кто то избегает водить машину, посещать общественные места, начинать отношения, реализовать себя в профессии, создавать семью и рожать детей. Мне знакомы случаи, когда люди переставали выходить из дома. Либидо никогда не останавливается, оно просто существует, так почему бы не направить его на созидание!
Тревожные люди владеют навыком негативного фантазирования, которое следовало бы направить наоборот на визуализацию наиболее желательного развития событий, представить себе тот результат, которого хотелось бы достигнуть, подумать об этом как о сбывшемся факте, вместо того, чтобы фокусироваться на тревоге и ощущении неизвестности. Это принесет внутреннее облегчение.
Как я уже указала, тревога рождается из чувства неопределенности. Детальное изучение ситуации, которая представляется наиболее пугающей, поможет снизить степень неопределенности.
Иногда бывает полезным представить себе самый худший сценарий пугающего события или обстоятельства и попытаться выработать стратегию реагирования при его реализации в жизнь. Таким образом из гипотетической опасности, ваша тревога превратится в страх конкретной ситуации, на случай которой у вас уже будет план действий.
Прислушивайтесь к себе, уделяйте себе внимание, будьте чутки к своим потребностям и желаниям, ограничьте чтение и просмотр негативных новостей, усиливающих тревожные состояния.

Людям, столкнувшимся с повышенной тревожностью, следует уделять больше времени телесным практикам расслабления — йога, массаж, занятия спортом, медитативные практики, дыхательная гимнастика. Это поможет нормализовать состояние, сделать его более стабильным для поиска и установления истиной причины тревожности, разрешения внутреннего конфликта.

Тревога является неотъемлемой частью нашей жизни, именно поэтому у нас нет задачи преодолевать ее и исключать из своей жизни.
Вопрос не в том, чтобы не испытывать тревогу как таковую, а в способах взаимодействия с ней. И здесь на передний план выходят личностные ресурсы, возможности и индивидуальные особенности.

Чем сильнее проявления тревожного состояния, тем сложнее человеку справиться с ними самостоятельно. В этом случае ему может понадобиться помощь психолога, а порой для назначения медикаментозной поддержки целесообразно обратиться к психиатру.»

Автор: Анастасия Люссо