Прородители сюрреализма на Хлебзаводе. Выставка репродукций Босха и Брейгеля.

Итак, Москва культурная оживает после пандемийной спячки и преподносит сюрпризы ценителям прекрасного. Не в коем случае не пропустите выставку репродукций Босха и Брейгеля «Мистические образы и тайны»

 Иероним Босх —таинственный мастер, чьи работы шокировали современников и нередко становились мишенью для нападок церкви. Его творчество оказало огромное влияние на Сальвадора Дали, который восхищался великим голландским художником и по праву называл мастера «отцом сюрреализма». В работах Босха присутствуют  ярко выраженный символизм, смелые фантазии и глубинное подсознательное начало.

Питера Брейгеля старшего часто называют продолжателем дела Иероним Босха. Но это можно лишь от части считать правдой. Да, Брейгель так же, как и Босх создавал многолюдные полотна. Но если в сюрреалистических работах Босха главные действующие лица — монстры из страшных сновидений, то Брейгель – реалист. На его полотнах превалируют простые люди, горожане, нищие. Странные существа на его картинах – большая редкость.

Если фирменный стиль Босха отличают рафинированные, тонкие фигурки, то у Брейгеля – это коренастые крестьяне.

Основная тема Босха –страх перед грехопадением. Для Брейгеля – это притчи о человеческой глупости и суетности жизни.

Таким образом, становится понятно, что два великих Голландских мастера отличаются: как тематически, так и художественно. Но есть у них одно общее, и это неоспоримо — ирония, смех над миром.

Питер Брейгель старший написал за свою жизнь чуть более сорока картин, Иероним Босх – еще меньше: около двадцати пяти. Все они разбросаны по лучшим музеям мира и частным коллекциям. В выставочном пространстве Хлебзавода у Вас есть уникальная возможность ознакомиться со всеми ключевыми работами мастеров, которые воссозданы в технике «жикле». Благодаря этому, бессмертные шедевры оживают на натуральном холсте. На картинах Вы сможете увидеть даже трещинки красочного слоя и волоски кисти художника, которые были на оригинале.

Выставка рассчитана на широкий круг зрителя. Даже если Вы пока не знакомы с творчеством этих двух мистических художников — не беда. Организаторы подготовили к каждой из работ великих голландцев сопроводительный текст с описанием сюжета. А для семи самых выдающихся произведений подготовлены подробные расшифровки, дабы помочь приоткрыть завесу тайны над их загадочными образами и скрытыми смыслами.

Особенно много загадок и по сей день таит в себе триптих кисти Босха«Сад земных наслаждений»

Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. На картине изображены странные птицы: весьма реалистичные, но невероятных, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся крошечные обнаженные человечки. Хотя ничего страшного в изображении этих птиц вроде бы нет, они производят жуткое впечатление. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.

Или так называемое меланхолическое чудовище: «ноги» состоят из древесных стволов, а «тело» представляет собой надколотое яйцо — символ, который станет излюбленным для последователя Босха, Сальвадора Дали. В зияющем отверстии, как в темной пропасти, виден кабак, заполненный пьющими и жующими людьми. Можно часами рассматривать, чем занимается каждая из праздно веселящихся внутри фигур. А отойдя подальше, замечаешь, что яйцеобразное существо имеет свое «лицо» – застывшую в терпеливом ожидании маску, которая, кажется, в любой миг готова поглотить этот заключенный внутри нее мирок.

 Первым расшифровать это произведение попытался один испанский монах в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшего в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду.

Стихия городской жизни — центральные композиции в творчестве Питера Брейгеля старшего. На полотне «Игры детей» изображена улица, усыпанная детьми, которые дурачатся и играют.

На обозрение публике представлено городское пространство, достаточно открытое, подобное современным площадям, но выполненное в средневековой манере. По разным сторонам улицы стоят дома. И везде, на каждом кусочке свободного пространства пристроились толпы детишек, которые заняты непрерывной игрой.

«Игры детей» является своеобразной энциклопедией детских игр: в картине представлено более сотни детских шалостей и забав. Многие из них на сегодняшний день остаются такими же актуальными, как и 500 лет назад. Детишки ходят на ходулях, играют в салочки, гоняют обруч.

Но художника волнует другая мысль: бессмысленность человеческого существования. Присмотревшись, можно увидеть игры, в которых малыши ловко подражают взрослым, изображая свадьбу или магазин, будто сам Брейгель говорит нам о том, что вся деятельность человека абсурдна, чем бы он ни занимался.

На лицах играющих нет улыбок и это выглядит странно. Подобно взрослым, они отдаются игре со всей вдумчивой настойчивостью. Задача, которая всегда стояла перед художником, передать мир максимально достоверное, таким каков он был в ту эпоху жестокости и насилия.

Приходите на эту захватывающую выставку, и разгадывайте, фантазируйте или просто наслаждайтесь бессмертными и вечно актуальными шедеврами мирового искусства.

https://bosch-bruegel.ru/

Выставка репродукций картин

БОСХ и БРЕЙГЕЛЬ

«Мистические образы и тайны»

Городское пространство «Хлебозавод»

г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 1, стр. 1, 5 этаж (вход со двора, главная аллея).

Метро: Дмитровская.

+7-926-786-99-21

Будни с 12:00 до 21:00

Выходные с 11:00 до 20:00

без перерывов и выходных

ФОТО: ИГОРЬ СОТНИКОВ и СЕРГЕЙ УЛЬЯНЕНКОВ