Реалистический импрессионизм Юрия Пименова в Новой Третьяковке

 Неумолимо приближается Новый Год, но предпраздничного настроения как не было, так и нет? Как выбраться из водоворота тревожных будней и насытиться свежими и яркими впечатлениями? Куда отправиться за позитивными эмоциями? Посетите Новую Третьяковку. Помимо сверхпопулярной сегодня выставки Врубеля, о которой мы недавно делали репортаж, Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу представляет персональную экспозицию Юрия Ивановича Пименова – выдающегося советского живописца, графика, театрального художника и сценографа. 170 работ мастера из 22 музеев и частных коллекций Росси, Латвии, Белорусии — впервые экспонируются в стенах Галереи.

Художественный летописец современности, стремившийся «создавать искусство радости и красоты жизни», Юрий Пименов, черпал вдохновение и находил сюжеты для творчества в «обыкновенном течении жизни».

Живописец Юрий Пименов (1903-1977) успел в своем творчестве пройти несколько самых разнообразных периодов. В молодости, в первые послереволюционные годы, он находился под влиянием европейского экспрессионизма и конструктивизма. Главной темой станковистов стала жизнь молодой советской страны — труд, спорт и т. п. Картины Пименова в этот период — яркие и динамичные, их отличает графичность и четкость композиции.

Среди них знаменитое полотно художника «Даешь тяжелую индустрию!». Картина была написана Пименовым по заказу Совнархоза, а за великолепное исполнение получила престижную премию Советского Союза на Выставке Государственных Заказов. Считается, что именно с этой выставки был запущен процесс «реновации» советского искусства. По мотивам картины Пименовым позднее был создан агитационный плакат.

К сожалению, большое количество картин мастера этого периода были по разным причинам утрачены, в том числе, уничтожены им самим, так как критики его нередко обвиняли в буржуазности и формализме. Эти работы известны по черно-белым репродукциям в журналах того времени. Чтобы как можно более полно раскрыть этот период творчества Пименова, авторы проекта, воссоздали работы художника следующим образом: репродукции были напечатаны в большом размере, с использованием гравировки на листах металла. Таким образом, на выставке можно увидеть такой эксклюзив, как несохранившиеся ранние картины художника, а также одно из его монументальных полотен – панно «Физкультурный парад» для международной выставки в Нью-Йорке 1939 года, воспроизведённое в качестве видеоинсталляции.

Многие признанные на сегодняшний день шедевры Пименова подвергались современниками острой критике: их называли чересчур плакатными. Об «Инвалидах войны» с безглазыми масками вместо лиц, к примеру, писали, что эта картина «не имеет ничего общего с нашей действительностью» и обвиняли автора в искажение облика советского человека. Но она по-прежнему производит неизгладимое впечатление на зрителя, выражая, по сути, крик ужаса, озвучивая приговор мировому катаклизму. Более того, некоторые искусствоведы называют это полотно «русским «Криком», нашим ответом Мунку.

В 1931 году Юрий Пименов женился на машинистке-стенографистке Наталье Бернадской. Они прожили вместе всю жизнь. Наталья Константиновна стала не просто женой художника и, как это часто бывает, его моделью и музой, но и помощником. Она училась у Пименова, со временем сама стала художником театра и помогала мужу в создании театральных костюмов.

В начале 30-х случился кризис в жизни и творчестве Пименова, усугублявшийся тяжёлой болезнью художника. Пытаясь преодолеть этот переломный момент, он часами бродил по Москве или уезжал за город. То ли во время этих долгих прогулок, то ли в разговорах с женой он нашел для себя новый путь. Юрий Пименов отказывается от индустриальной и спортивной тематики и обращается к теме города и обыденной жизни человека. Но главное — он коренным образом меняет стиль. Из его полотен уходят плакатность и экспрессия, взамен появляются нежные прозрачные краски и мелкие мазки в духе импрессионистов.

В 1937-м Юрий Пименов написал картину «Новая Москва» — одну из самых известных и любимых зрителем. Новый для живописи 1930-х годов образ женщины-автомобилистки возник в творчестве художника не случайно. За год до создания полотна 45 автомобилисток осуществили большой женский пробег им. Сталинской конституции, доказывая тем самым, что женщина-водитель примета новой реальности.  «Новая Москва» четко определила новую живописную манеру и главную тему художника. Отныне Пименов смотрит на жизнь родного города — его людей, новостройки и новый быт — с любовью и без пафоса. Здесь же прозвучала и тема дороги, которая станет для Юрия Пименова одной из главных. Позже Пименов становится одним из создателей поэтики «оттепельного» стиля. Художник, воплощает тему сериями, словно пишет панораму современности. Мимолетные частные ситуации превращаются в отражение событий московской жизни.

В послевоенные годы Пименов находит уже новое приложение своих способностей. Он рассказывает о советской повседневности, используя ту же легкую, импрессионистскую манеру, которую он избрал ранее. «Правильные» темы приносят популярность и одобрение. Но на самом деле, Пименов так и не обратился к соцреализму. Сам он свою манеру письма определял как «реалистический импрессионизм». Такие полотна этого периода, как «Свадьба на завтрашней улице» и «Лирическое новоселье» трогают до глубины души. В них волшебным образом сочетается предчувствие чего-то нового и прекрасного, и в то же время ностальгия и светлая грусть по давно ушедшему. Они притягательны узнаваемостью жизненных ситуаций, живыми человеческими эмоциями, понятными и близкими любому зрителю. Глядя на работы Пименова, на самом деле проникаешь в истории, которые рассказывают его картины: сопереживаешь героям; чувствуешь запахи и слышишь звуки.

Разглядывать и изучать детали полотен мастера можно часами: например, особого внимания, на наш взгляд, заслуживает «Портрет Тани Пименовой», на котором изображена дочь художника. На картине мы видим чрезвычайно современно, по сегодняшним меркам, одетую девушку. Особенно стильно и модно выглядят её кеды, а ведь работа была создана мастером в 1965 году! У ног Тани расположился пушисты кот, пристально смотрящий на зрителя: он как бы отображает альтер-эго героини, с её независимым характером и взглядом на окружающий мир. Прямоту и твердость жизненной позиции модели символизирует также стэк-трость в руках девушки. Однако, холст с огромными засушенными бабочками и репродукция с двумя целующимися собаками на стене комнаты, изображённой на картине, выдают совсем другую сторону внутреннего мира героини: возможно, её тонкую и ранимую душу в поисках верной и преданной любви. Но это всего лишь наше предположение, каждый зритель может интерпретировать произведения Пименова по-своему.

Производят впечатление не только люди и пейзажи, запечатлённые на картинах мастера. Как писал сам художник: «…Вещи, окружающие людей, отнюдь не мертвы… Вещи бывают грустными или веселыми, они влияют на людей, помогают им или огорчают их, оставляют воспоминания и вызывают острые желания…» Натюрморты Пименова из серии «Вещи людей» тоже рассказывают свои захватывающие истории. К примеру, абсолютно невероятная по своей композиции и содержанию работа «Старые и новые вещи».

Непреходящей любовью Пименова был театр. Больше пятидесяти лет Юрий Пименов посвятил созданию театральных декораций, эскизов занавеса и костюмов. Работал и дружил со многими известными режиссерами, отмечавшими, что художественный образ его декораций всегда обогащал режиссерский замысел, а работал Пименов легко и весело. Божественной красоты работы «Галина Уланова в роли Жизели» и «Татьяна Самойлова» в образе Анны Карениной поражают удивительным сочетанием некой сказочности, и в то же время подлинностью, как и знаменитая картина «Актриса», моделью для которой выступила жена художника.

Также Юрий Пименов работал в кино — к примеру, делал декорации для «Кубанских казаков», участвовал в создании фильма «Красное и черное». Но главное — Пименов мастерски создавал рекламные киноплакаты, к примеру афишу к всемирно известной картине «Пышка» режиссёра Михаила Ромма, которую мы можем видеть на выставке.

Когда вы попадаете в одновременно сложный и простой мир произведений Юрия Пименова, поток звуков, запахов, красок охватывает вас. Этот мир полон поэзии и будничности, радостей и печали. Вы испытываете эмоциональную жажду, Вам требуется перезагрузка в преддверии Новогодней суеты? Спешите посетить эту потрясающую экспозицию.

Выставка «Юрий Пименов»

До 9 января 2022.

https://www.tretyakovgallery.ru

Адрес и часы работы:

Новая Третьяковка, 117049, г. Москва, Крымский Вал, 10

+7 (495) 957-07-27

ВС, ЧТ, ПТ, СБ: 10:00 — 21:00 (кассы и вход до 20:00)

ПН: выходной

ВТ, СР: 10:00 — 18:00 (кассы и вход до 17:00)

ФОТО: ИГОРЬ СОТНИКОВ

ТЕКСТ: МИКАЭЛА СМИРНОВА