Современное искусство в Пушкинском музее: от скандальной лошади Троцкого до пингвина-альбиноса.

ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с одним из ведущих мировых собраний современного искусства Fondation Louis Vuitton представляют выставку «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное».

Fondation Louis Vuitton- это выставочный центр, открытый в Париже в 2014 году. Здание, оснащенное по последнему слову техники, было спроектировано архитектором Фрэнком Гери и само по себе является произведением искусства. Оно представляет собой двенадцать стеклянных парусов общей площадью 13 500 кв. м, в которых многократно отражается Париж, и которые органично вписываются в окружающий пейзаж. Несколько залов посвящены архитектурному шедевру Фрэнка Гери: в них представлены макет, рисунки, видео и панорамные фотографии здания Фонда Louis Vuitton.

В коллекции Фонда находятся произведения актуального искусства, созданные с 1950-х годов по сегодняшний день. Fondation Louis Vuitton представляет широкий круг мастеров разных поколений и стран, шедевры различных видов искусства. На выставке в Москве можно ознакомиться с фундаментальными работами каждого из художников. Это, так сказать, «Best of the best» из огромной и фантастической по качеству коллекции Фонда.

Хотелось бы остановиться нескольких знаковых художниках и их шедеврах. Часть имён хорошо известна широкому кругу любителей искусства, некоторые же стали настоящим открытием.

В начале экспозиции зрителя ждёт встреча с вытянутыми, «нервно вылепленными» человеческими фигурами швейцарского скульптора Альберто Джакометти, шагающими в непонятном направлении. Обугленные, хрупкие, чуть подавшиеся вперед, они словно объяты ужасом перед лицом смутного будущего. Жан-Поль Сартр когда-то назвал скульптора «совершенным художником-экзистенциалистом, который всегда находится на полпути между ничто и бытием».

Далее перед нами предстаёт самый скандальный экспонат выставки — подвешенная под потолком лошадь. Это инсталляция итальянского художника Маурицио Каттелана под названием „Баллада о Троцком“, вызвавшая шквал негодования в социальных сетях. Разберёмся, насколько обоснованы гневные посты пользователей, из серии: «Это омерзительно! Их так подвесить!» и «Это больные извращенные мозги современных людей….к сожалению….в нашей современности искусства НЕТ!»

Кателлан известен с начала 90х годов своими провокационными работами, в которых совмещается гротеск и меланхолия. Одним из сквозных мотивов творчества художника являются животные, через образы которых он обращается к темам смертности и тщетности человеческих усилий. Первую версию своей «Баллады о Троцком» Маурицио Каттелан представил публике в 1996 году. Инсталляция, в которой чучело лошади под седлом и в сбруе было подвешено вместо дворцовой люстры, символизирует размышления автора о русской революции и крушении её идеалов.

Ещё одной яркой и ироничной работой художника, представленной на выставке, является «Spermini», представляющая из себя 150 латексных масок с автопортретами Кателлана, размещённых на белой стене. Ни одна из них не повторяется и обыгрывает такие злободневные темы, как самопиар и клонирование.

Настоящим открытием экспозиции является французский художник, работающий в жанре инсталляции, видео-искусства и перфоманса, Пьер Юиг и, в частности, его фильм «Путешествие, которого не было». На протяжении 20 минут перед завороженными зрителями разворачивается невероятно красивое и, в то же время, пугающее зрелище, от которого просто невозможно оторваться. Сюжетная завязка такова: во главе команды художников и учёных, автор отправляется на старинном паруснике в Антарктиду на поиски пингвина-альбиноса и неизвестного острова, возникающего в результате таяния льда. Фильм, по началу воспринимающийся как документальный, постепенно погружает публику в атмосферу фантастического аудио-визуального перфоманса, с возможностью свободной трактовки увиденного. Работа Пьера Юига оставляет долгое послевкусие и для некоторых зрителей является чуть ли не главным впечатление от выставки.

 

Безусловным хитом экспозиции являются работы не нуждающегося в представлении Энди Уорхола. Настоящий символ поп-арта, который, подобно королю Мидасу, превращал в золото всё, к чему прикасался — будь то фотография Мэрилин Монро или банки супа — сделал продаваемым брендом и собственное лицо. На выставке представлены несколько автопортретов художника разных лет. Наибольший интерес вызывает  серия созданная Уорхолом в 1963 году: здесь художник предстаёт в различных эффектных ролях и образах, в том числе, и в женских. Более поздним автопортретом художника является одно из самых известных полотен Уорхола — драматичное изображение мастера, наполовину поглощённое красным цветом, созданное в 1967. Художник как будто предчувствует, что через год на него будет совершено покушение — феминистка Валери Соланс придёт к нему на Фабрику и выстрелит в него 3 раза. Будет много крови, клиническая смерть, пятичасовая операция и боль, сопровождающая Уорхола до конца жизни (художник прожил до 1987 года).

 

Сербский мастер перфоманса Марина Абрамович на выставке представлена единственной работой «Метрономы». Её произведения, как правило, исследуют отношения между художником и аудиторией, пределами тела и возможностями ума. Зрителя ждёт медитативная инсталляция из шести метрономов и шести шезлонгов — наверно одно из наименее скандальных её творений.  Активно занимающуюся творчеством больше пяти десятилетий, Абрамович прозвали «бабушкой искусства перформанса», и обычно произведения художницы шокируют неподготовленного зрителя. Но организаторы выставки, видимо, решили на этот раз ограничиться лошадью Троцкого.

 

Помимо вышеперечисленных художников, зрителя ждёт встреча с произведениями таких мастеров современного искусства, как Дэн Флавин, Тасита Дин, Герхард Рихтер, Кристиан Болтански, Ив Кляйн, Аннет Мессаже, Иза Генцкен, Марк Брэдфорд, Вольфганг Тильманс, Жан-Мишель Баския и другими мэтрами.

https://pushkinmuseum.art/

до 29 сентября

ГМИИ им. А.С.Пушкина,

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков

АДРЕС: Москва, ул. Волхонка, 14

ЧАСЫ РАБОТЫ:

ВТ, СР, СБ, ВС: с 11:00 до 20:00
касса (вход) с 11:00 до 19:00

ЧТ, ПТ: с 11:00 до 21:00
касса (вход) с 11:00 до 20:00

ПН: выходной

ФОТО: ИГОРЬ СОТНИКОВ, СЕРГЕЙ УЛЬЯНЕНКОВ.