Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

Имя преподобного Александра Свирского, думаю, знакомо не многим, особенно в сравнении с такими угодниками земли русской, как, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Петербургская, Иоанн Кронштадтский.

И это на самом деле удивительно, поскольку именно Александр Свирский сподобился того, чего за всю историю человечества до него был удостоен только один праведник – Авраам. Речь идет о явлении преподобному Александру Святой Троицы.

На месте, где это произошло, была возведена маленькая часовня. Первоначально она была деревянной, но мягкость и податливость этого материала способствовали тому, что спустя некоторое время часовня была поставлена на грань разрушения. Это произошло благодаря ревностному желанию паломников унести с собой частичку святого места, и они, не уступая древоточцам, буквально отгрызали кусочки дерева от стен часовни. Современный же ее облик относится ко времени правления императора Александра II, который, кстати, и пожертвовал средства на строительство.

Монастырь делится на две части – Преображенскую и Троицкую – по названиям главных соборов каждой из них. Старшая часть – Троицкая, а стенные росписи Троицкого собора относятся к 1708 году, и, что примечательно, сегодня мы видим их именно в том первозданном варианте – никаким обновлениям и реставрации стены не подвергались, а насыщенностью цветов и стойкостью, как пояснила экскурсовод, росписи обязаны натуральным краскам.

Когда-то существовала интересная традиция увековечивать в одном из изображений в росписях храма монаршую особу. Троицкий собор строился в период правления Петра I, и именно его художник увековечил в образе Иакова.

Троицкий собор – холодный, неотапливаемый, края тамошние – суровые – и зимы, и ветра, и дожди, — да к тому же в Великую Отечественную снаряд, попавший в купол, проделал брешь, открыв внутренности храма всем стихиям. Однако вопреки всем прогнозам и законам природы, в частности, условиям, влекущим неизбежность появления ничего не щадящей плесени, своды собора оставались чисты и нетронуты разложением. Пожалуй, единственное, с чем пришлось основательно повозиться после того, как по окочании войны здешние места были освобождены от финнов, это очищение стен от копоти, возникшей на них, как полагают, из-за костров, которыми протапливалось помещение храма, использовавшееся финнами под склад.

В Троицкой части монастыря находится также крохотная Покровская церковь с трапезной (сама древняя постройка монастыря), где до революции проходили трапезы братии монастыря, а сейчас проходят коротенькие, но от того не менее впечатляющие, концерты праздничного хора монастыря для паломников.

За свою трехсотлетнюю историю монастырь пережил и осады, и иноземцев в своих стенах, а в 20 веке повторил судьбу еще сотен, если не тысяч, храмов и монастырей, приняв в себя последовательно множество самых разнообразных учреждений (колонию, детский дом), и трудно представить, что всего только три года назад Троицкую половину окончательно покинули пациенты и персонал расквартированной тут когда-то психиатрической больницы.

Сейчас Троицкая часть монастыря стоит законсервированной, и только периодически – например, на Троицу (когда сюда из Преображенского собора переносятся мощи Александра Свирского) и по воскресеньям — в Троицком соборе совершаются богослужения.

Преображенская часть монастыря с центральным Преображенским собором сейчас является средоточением монастырской жизни – здесь проходят богослужения, здесь же живет братия (всего около 30 человек), находится часовня Святой Троицы и различные сопутствующие бытовые постройки вроде трапезной для паломников.

И именно тут – в Преображенском соборе – покоятся мощи преподобного Александра Свирского. И здесь удивительно одно обстоятельство – их состояние. Взору открыты только кисть и стопы святого, которые выглядят настолько живыми и нетронутыми даже минимальным тлением, что невольно задаешься вопросом, сколько же им лет. А учитывая, что преподобный скончался в 1533 году, это нетрудно подсчитать. Единственной печатью времени на останках, чей возраст исчисляется почти 500 годами, является желтизна кожи — как у старых пергаментных или просто бумажных свитков.

Летом 1998 года в Петербурге произошло настоящее чудо. 28 июля пропавшие в 1918 году святые мощи преподобного Александра Свирского были обретены. Событие это знаменательно тем, что именно с вскрытия раки Александра Свирского началась в 1918 году затеянная большевиками сатанинская кампания по ликвидации и дискредитации русских православных святынь. В ходе ее были вывезены из церквей и монастырей шестьдесят три раки со святыми мощами. Милостью Божией все они сегодня, спустя почти сто лет, обретены. Не означает ли это, что соборными молитвами Русской Православной Церкви Благодать Господня возвращается в многострадальную Россию? Когда в рентгенологическом кабинете судебно-медицинской экспертизы слушали молебен после завершения исследований по поводу идентификации мощей, началось мироточение, сопровождающееся сильным благоуханием. «Все присутствующие были свидетелями этого чудесного проявления», — говорится в рапорте игумена Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря отца Лукиана, поданном митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру.

С тех пор как мощи преподобного Александра Свирского вернулись в родную обитель, там получили много писем от иерархов различных епархий России, Белоруссии и Украины, сообщающих о желании обрести частичку мощей святого. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, частицы мощей вынимал игумен монастыря о. Лукиан (Куценко). Уже при изъятии первой частицы о. Лукиан был поражен увиденным. И было чему удивляться. «Я ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная пористая и мягкая ткань, — сказал отец игумен, и, продолжая, добавил, — в музее анатомии Военно-медицинской академии мне показали, как выглядит на разломе высохшая человеческая плоть, предложив для обозрения человеческую голень. Было видно, что кость со всех сторон окружена плотной слоистой тканью — похожей на спрессованный картон. Связки и крупные сосудистые пучки сохранились в виде плотных тяжей, напоминающих обрывки веревок. Цвет высохшей ткани голени был желтый и с поверхности и изнутри. Подкожная ткань преподобного Александра резко отличается от той, что мы увидели, и по цвету, и по структуре: эта ткань поражала своей белизной, рыхлостью и воздушностью».

Инокиня Леонида (Сафонова), принимавшая участие в поиске мощей, в миру кандидат биологических наук, гистолог:

«Так вот чем объясняется сохранность прижизненной конфигурации тела святого Александра, его губ, носа, кистей и стоп, так поразившая экспертов. Высыхающие в процессе мумификации мышечная и соединительные ткани, находящиеся под слоем эпидермиса, сохранили свой остов.

Свою пространственную решетку: вместо испаряющейся жидкости промежутки между тканевыми волокнами заполнялись воздухом, не давая тканям уплотняться. Таким образом, ткань плоти становилась воздушной и ячеисто-волокнистой, что давало возможность органам сохранять свой первичный объем. Подобного результата не достичь никакими способами искусственного бальзамирования. При бальзамировании ткани уплотняются и темнеют, а тут — разрыхленность, белоснежность, да еще внутри под поверхностным слоем эпидермиса — таким дифференцированным искусством бальзамирования человеческие умы и руки не владеют». При обсуждении со специалистами (гистологами, патанатомами) выяснилось, что они оценивают это как неординарное явление. Можно сказать, что состояние плоти прп. Александра — его святых мощей — находится вне известных закономерностей развития и дегенерации (распада) тканей человеческого организма. Старейший сотрудник Военно-медицинской академии, анатом, кандидат медицинских наук М. В. Твардовская высказалась следующим образом по поводу необычайно хорошей сохранности тела: «Я ничего подобного за все годы своей работы не видела». Рентгенолог Е. Р. Борисов (сотрудник СМЭС, участвовал в исследовании мощей св. Иоасафа (Белгородского) также оценивает сохранность тела, как совсем особенную, полагая, что этот случай «представляет интерес для науки». Сохранилась не только пожизненная внешность, но и кожа лица — не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком, не удивительно в этой связи, что мощи святого Александра (и только они) в ходе «кампании по изъятию мощей» в 1919 г. были названы — «восковой куклой». Эта негативная, ложная, по сути своей, аттестация, является вместе с тем невольной характеристикой очень хорошей сохранности мягких тканей лица.

Из заключения главного стоматолога Министерства обороны РФ, начальника кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, профессора и полковника медицинской службы В. Н. Балина, на кафедре которого мощи святого Александра Свирского тоже проходили экспертизу: «Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и околозубных тканей: лоб, нос, щеки, десна, что вписывается в известные свидетельства об исключительно хорошей сохранности мощей некоторых святых в сравнении с мумифицированными телами мирских людей». Вот эта-то уникальная сохранность и дала возможность провести иконографическое исследование, подобно тому, как в 1641 году, в момент первого обретения мощей святого, это сделали наши предки. Надо заметить, что участок белой плоти был виден с самого начала исследования и виден сейчас на открытой стопе преподобного на месте отшелушившейся надкожицы. Из стопы преподобного исходит миро, запах которого со дня обретения мощей все время присутствует в храме, на этот запах слетались пчелы. «Визиты» пчел к мироточащим мощам преподобного зафиксированы на видео, это также видели многочисленные паломники.

Статью подготовила Авилова И.В.

Добавить комментарий