Финиш в Сиане, столице тринадцати династий императоров Китая, начальной точке древнего Великого Шелкового пути, стал достойной наградой всем, кто смог преодолеть свыше 9500 километров марафона. Торжественная церемония награждения прошла вечером 22 июля, через 15 дней после старта. Каждого участника, выдержавшего многодневное испытание, чествовали на пьедестале в центре города при сорокоградусной жаре.
Накануне были редкие для тех мест ливни, которые стали причиной отмены последнего этапа гонки. Руководитель проекта Владимир Чагин высказал свое мнение о погоде и о гонке: «Все гонщики уже показали себя настоящими героями. Все участники выложились по полной, потрудились по максимуму, на 200 процентов. Спортивная часть гонки завершена, в субботу мы ждем завершения ралли. Погода где-то приветствовала нас, где-то оберегала на протяжении всей гонки. Дождь приносил нам удачу. Но в пятницу дождь ожидается всю ночь, и правильно будет внести коррективы в тайминг следующего дня. Субботний этап 100 км, это будет небезопасно по извилистым трассам. Поэтому принято решение не проводить спецучасток, чтобы все спокойно доехали до пьедестала». Заключительный этап пилоты с удовольствием проехали в прогулочном режиме по широким и ровным автобанам Китая.
В категории грузовиков пилоты команды «КАМАЗ-мастер» в очередной раз доказали свое превосходство над соперниками. Чемпионом с результатом 43 часа 45 минут 38 секунд стал Дмитрий Сотников, ставший на «Шелковом пути»-2016 вторым. Россиянин захватил лидерство более чем за неделю до финиша. Новинка камазовцев – 13-литровый двигатель, мощностью более 1000 лошадиных сил, разработанный под регламент «Дакара», зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Второе и третье места заняли партнеры Сотникова по команде Антон Шибалов и Айрат Мардеев.
В зачете внедорожников победителем во второй год подряд стал француз Сириль Депре на «Peugeot». Вторым стал его соотечественник Кристиан Лавьелль из Baicmotor, а тройку призеров неожиданно для всех замкнул китаец Хан Вэй на Geely SMG, опередивший многих фаворитов.
По мнению Депре настоящая борьба развернулась именно в Китае, с его огромными песчаными дюнами пустыни Гоби, горными перевалами и каньонами Синьцзяна, высохшим руслам рек, каменистыми участками, заросшими кустарником.
Не все участники справились с нелегкими трассами, даже ровная на первый взгляд степь таила в себе много ловушек, которые не все из экипажей преодолели. Уже на втором этапе чемпион «Шелкового пути»-2011 Лапрайс, из-за проблем с двигателем не сумел завершить спецучасток. Далее из борьбы выбыл прославленный голландец Ван ден Бринк, грузовик которого загорелся на подъездах к Астане. Следующим сошедшим с дистанции стал еще один голландский гонщик Жерард де Рой, чья новая подвеска не справилась с казахстанскими этапами ралли-марафона. При этом голландец больше огорчил конкурентов, чем себя, лишив их интересной борьбы. За два дня до финиша чех Коломы также утратил шансы на лидерство после возникших проблем с двигателем. Попал в аварию, повредил руку и не смог бороться один из основных конкурентов Депре Себастьен Леб. Японец Такиро Миура также вынужден был завершить гонку, разбив подвеску своей Toyota Land Cruiser.
А вот пара энтузиастов из Владивостока на стареньком Toyota Land Cruiser без допоборудования и технического персонала смогла преодолеть нелегкий маршрут. Поздравили на пьедестале и представителей команды «Газ спорт». Да, в это трудно поверить, но «Газель» может быть не только маршруткой, а настоящим гоночным автомобилем, на котором два экипажа преодолели полную дистанцию ралли. В условиях ежедневных экстремальных нагрузок были не только мужчины. Женский экипаж во главе с Марией Опариной на багги без стекол также прошел весь маршрут.
После церемонии награждения и традиционного обливания шампанским состоялся гала-ужин, на котором Владимир Чагин поблагодарил всех, кто принимал участие в мероприятии и команду организаторов ралли «Шелковый путь», а также анонсировал, что в следующем году старт гонки запланирован из Сианя. Пилотам предстоит долгий путь домой. По китайским законам покинуть страну можно лишь на том автомобиле, на котором человек въехал и в том же пропускном пункте.
Фото: С. Андреенко