Куда исчезают активы ВИМ-Авиа?

Цифра в 2 132 371 622 рублей даже для остаточной стоимости имущества кажется огромной. Это почти 29 миллионов евро или более 32 американских долларов. Однако по сравнению с цифрой в 40 миллиардов рублей этот показатель ничтожен. Но именно столько, похоже, пытается продемонстрировать государству известный авиаперевозчик «ВИМ-Авиа», который проводит инвентаризацию средств без указаний дорогостоящей техники. Почти 38 миллиардов исчезнувших рублей – кто будет считать такую мелочь?!
13 марта 2019, конкурсный управляющий авиакомпании Александр Максимов подал заявление в Арбитражный суд Республики Татарстан о признании недействительным договора залога акций аэропорта Братск ( 100% принадлежит Вим-Авиа)
  ПАО Банк Зенит. Но почему только сейчас? Что мешало это сделать раньше? Тактика господина Максимова в отношении этого основного актива авиакомпании ВИМ-Авиа является как минимум странной…
  Почему не опротестованы до сих пор сделки по продаже моторов и других агрегатов в период, когда авиакомпания уже фактически была несостояельной?
 Видимо, сейчас Максимову необходимо сильно постараться, чтобы не получить обвинения от кредиторов в бездействии и предвзятости при ведении этого дела.

Кредиторы против

Однако совершенно иного мнения придерживается О. А. Рувинский, юрист представляющий интересы Business Alliance s.r.o. Эта компания является одним из зарубежных кредиторов перевозчика, предоставляя средства на покупку, ремонт, переоборудование воздушных судов. На протяжении многих лет логотип «ВИМ-Авиа» был символом надежности и комфорта для туристов, но, как известно, 26 сентября 2018 года арбитраж признал перевозчика несостоятельным (банкротом) и открыл дело, которое получило продолжение 28 января нынешнего года.
Тут-то и вскрылись многие интересные подробности, о которых контрагенты даже не подозревали. Известно, что эксплуатируемые самолеты находились в операционном лизинге. За каждый  самолёт авиакомпания при подписании договора сложила депозит около 1 миллиона долларов. Прибывая в Москву, они месяцами простаивали в ожидании необходимых для полетов запчастей. «ВИМ-Авиа» вкладывала свои финансовые средства для приведения самолётов в состояние лётной годности. Все эти средства лизингодатели должны были компенсировать из резервов на капитальный ремонт ( maintenance reserves), оплаченных авиакомпанией в составе лизиновых платежей. Всего за период 2016-2017 авиакомпания ВИМ-Авиа, получила от лизингодателей  2x A330, 2x B767, 14 x B777. — всего 18 широко фюзеляжных судов. Посчитаем, сумма сложенная на ВОЗВРАТНЫХ депозитах = около 18 миллионов долларов, средства вложенные в приведение воздушных судов в состояние лётной годности 250-300 000 долларов на один борт, получается, что конкурсному управляющему необходимо венуть в Россию по лизинговым контрактам сумму около 20 000 000 долларов США.

vimavia-bankrotstvo

Осенью в Домодедово слетелись представители всех лизингодателей, чтобы забрать свои суда. Работали оперативно, качественно, защищали интересы своих компаний. Забрали документацию, воздушные суда, НО вот документы по сверке расчётов то ли забыли подписать, то ли потерялись… В этих документах и зарыто около 20 000 000 долларов. Серьёзный вопрос, справится ли конкурсный управляющий с этой задачей?

Куда пропал аэродром? Куда растворился Учебный Центр ВИМ-авиа?

Но это далеко не все. Вопиющим нарушением со стороны конкурсного управляющего является бездействие по поводу проводимой инвентаризации после банкротства. Всем известно, что на балансе авиакомпании находится огромное количество основных и оборотных средств, многие из которых находятся не в столице и даже не на территории России. Стоимость активов, по оценкам экспертов, составляет свыше 40 миллиардов рублей – больше, чем совокупность задолженностей перед кредиторами, которых продолжают водить за нос второй год.
Мало того, что в текущем положении инвентаризации данные об этом имуществе отсутствуют. Никто даже не знает, существует оно или нет, и если есть, то в каком состоянии находится. А ведь речь идет о ценном, высоколиквидном имуществе, среди которого авиационные двигатели, стойки шасси, стенды, подъемники, не говоря непосредственно о лайнерах. О какой объективной картине может идти речь, если отсутствует оценка основного аэропорта в Братске, а также учебного центра со всеми тренажерами и оборудованием. Не могли же они раствориться в воздухе!

От Москвы до Анталии и Сингапура

То, что при наличии огромного количества движимого и недвижимого имущества инвентаризация была начата с не слишком дорогих активов, находящихся в пределах страны, объяснимо. Это самое простое, что мог предложить должник. Гораздо хуже, что этим он, похоже, намеревается закончить инвентаризацию, наивно полагая, что раз ничего не задекларировано – то на нет и суда нет. На недобросовестное отношение к процессу банкротства конкурсного управляющего А. Н. Максимова  и указал представитель Business Alliance s.r.o., господин Рувинский.
Временный управляющий госпожа Булатова опубликовала на сайте  суда  документы, якобы отражающие все имеющиеся активы «ВИМ-Авиа». Однако в отчете нет ни информации про воздушные суда, базирующиеся в зарубежных аэропортах, в частности, в Анталии, ни результатов лизинговых соглашений на предмет окончательных взаиморасчетов. Нет и информации о имуществе компании за пределами РФ. Налицо уменьшение доли имущества, которое обязано быть включено в конкурсную массу. Это наносит непоправимый ущерб всем кредиторам. Справедливости ради, надо сказать временный управляющий, госпожа Булатова, провела большую работу в короткие сроки и оставила после себя хорошую *дорожную карту*. Но если сравнить продуктивность работы двух управляющих ВИМ-Авиа, то получится 10:1 в пользу Булатовой.

 Что это: непрофессионализм господина Максимова или умышленное лавирование между кредиторами и затягивание процесса?
Прокуратуре будет интересноСамое интересное, что виновным в затягивании дела, на что ссылается О. А. Рувинский, конкурсный управляющий «ВИМ-Авиа» себя не считает. А ведь его рекомендовал Фонд Страхования Вкладов, государственный орган! Казалось бы, он должен блюсти интересы страны. Видимо, каждый понимает их по-своему. Главный вопрос: будут ли возвращены перечисленные лизингодателям деньги кредиторов, так и остается без ответа.
В настоящее время завершается второй из шести месяцев, отведенных арбитражем на проведение инвентаризации. Формальное отношение со стороны конкурсного управляющего, плохо скрываемое желание фальсифицировать и скрыть реальное имущество должно стать предметом пристального внимания Прокуратуры и Следственного Комитета РФ. По разным данным, в результате мошенничества авиакомпании ущерб, нанесенный контрагентам, превысил 782 миллиона рублей. Хочется надеяться, что точка в этом вопросе будет поставлена 19 июля – именно на эту дату назначено судебное заседание по рассмотрению процедуры банкротства «ВИМ-Авиа».