Выставка Фриды Кало и Диего Риверы в московском «Манеже»: добро пожаловать в их собственную реальность.

Безусловно, одним из самых обсуждаемых событий в культурной жизни столицы в последнее время стала выставка Фриды Кало и Диего Риверы в московском «Манеже». Ведь, помимо глубокого следа, оставленного художниками в искусстве ХХ века, и во многом повлиявшего на его развитие, пара прославилась захватывающей историей непростых взаимоотношений.

Произведения Фриды и Диего встречаются в центральной части экспозиции, символизируя соединение, и в то же время, столкновение двух уникальных личностей. Зритель имеет возможность проследить историю истиной любви и всепоглощающей страсти, а так же борьбы и соперничества между художниками.

Андре Бретон назвал Фриду сюрреалистом, но сама Кало так не считала. «Я никогда не рисую сны или кошмары, я рисую собственную реальность»,- однажды сказала она. Ее работы противоречивы: они завораживают яркими красками и выразительными образами, наполнены глубоким символизмом и аллегориями. Зритель ощущает прилив сил, так как эти картины пронизаны невероятной энергией и светом. Но погружаясь в процесс созерцания полотен несколько глубже, становится по-настоящему жутко — до такой степени правдиво раскрывают они глубину чувств художницы, боль от бесконечных операций, которые ей пришлось перенести; столько в них страдания и страсти.

 Одним из самых драматичных полотен Фриды, представленных на выставке, является «Больница Генри Форда». Кало не раз находилась в состоянии беременности. Но каждый раз женщина теряла ребенка из-за травм, перенесенных ею в юности. Свои страдания и эмоциональный упадок художница передала в этой работе. На картине изображены рыдающая женщина на залитой кровью кровати, окруженной символическими элементами: улиткой, зародышем ребенка, розовой анатомической моделью женского седалища и пурпурной орхидеей. Картина была неоднозначно воспринята современниками, так как тема выкидыша, табуированная в обществе, никогда прежде не была представлена в произведении искусства.

Картина «Сломанная колонна» была написана Фридой в 1944 году, когда состояние здоровья художницы резко ухудшилось. Врачи рекомендовали ей носить стальной корсет.

На этом полотне художница изображает своё тело сломанным пополам. Единственная опора, помогающая ей удерживаться в положении стоя — стальной корсет на ремешках. Лицо и тело женщины изрешечены гвоздями, а бедра обернуты белой плащаницей – эти элементы являются символами мученичества и перенесенных ею страданий.

Пока Фрида спала в одиночестве и боли, её супруг, Диего Ривера кутил и заводил романы на стороне, в том числе, и с сестрой художницы. Ривера был на 20 лет старше Фриды, и по словам современников, обладал душой огромной, как его эпические фрески. Отец Кало назвал их союз «браком между слоном и голубкой». Эти бурные отношения сопровождались изменами с обеих сторон. Фрида, к примеру, имела отношения с обосновавшимся в тот момент в Мексике Львом Троцким.

 На выставке можно проследить все этапы творчества Диего Риверы: от увлечения постимпрессионизмом и кубизмом до реализма. Масштабные полотна художника разительно отличаются от глубоко личных произведений Кало. Таким образом, от интимных работ Фриды зритель к переходит к монументальным и социально-ориентированным произведениям Диего. На выставке представлены наиболее значимые работы Риверы, например, картина «Славная победа» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, которую в 1955 году он передал в дар Союзу художников во время своего визита в СССР.

Зрителю предстоит дать ответ на вопрос: чьё искусство ему ближе – эпичные, остросоциальные и разностильные работы Диего Риверы, или сокровенные, трогательные картины Фриды Кало, объединённые узнаваемым творческим почерком. Приходите и решите для себя: на какой Вы стороне?

Остаётся добавить, что масштабный выставочный проект под названием «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний» в Москве представляет культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже (Санкт-Петербург).

21 декабря — 12 марта 2019
10:00 – 21:00
Выставка работает без выходных.

Подробная информация и покупка билетов на сайте frida-diego.ru

ФОТО: ИГОРЬ СОТНИКОВ, СЕРГЕЙ УЛЬЯНЕНКОВ