Выставка «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX – начала XX века из коллекции профессора Халили»

Впервые в Музеях Московского Кремля (Успенской звоннице и выставочном зале Патриаршего дворца) с 5 июля 2017 по 1 октября 2017 будет демонстрироваться выставка произведений декоративно-прикладного искусства Японии XIX – начала XX века из частного собрания всемирно известного британского ученого, коллекционера и филантропа иранского происхождения, профессора Нассера Дэвида Халили.

_DSC4767
Во время вступительной речи. Профессор, владелец коллекции Халили — Нассер Дэвид Халили (слева) и генеральный директор Музеев Московского Кремля — Елена Юрьевна Гагарина (справа).

За время существования коллекции профессора Халили, снискавшей себе славу лучшей в мире, входящие в её состав экспонаты выставлялись в Великобритании, Франции, США, Германии, Японии, Испании, Голландии, Австралии, Арабских Эмиратах. Большинство предметов, которые будут показаны на выставке в Музеях Московского Кремля, вошли в состав коллекции недавно и показываются впервые.

На выставке представлены произведения японского искусства периода правления императора Муцухито (1868-1912 гг.) К моменту его вступления на престол Япония была отсталым и раздробленным государством. Много столетий страна была закрыта для всех контактов с внешним миром, а въезд иностранцев был запрещён. Однако молодому императору удалось провести успешные реформы, которые очень быстро сделали Японию одной из ведущих мировых держав. Именно эпоха Мейдзи («просвещённое правление») стала периодом взаимопроникновения японской и западной культур. Японские мастера освоили новые мотивы и техники. Художники из других стран обратили внимание на японскую культуру и привнесли элементы японского стиля в живопись, скульптуру и декоративно-прикладное искусство.

На экспозиции во всем своем великолепии предстанут многочисленные разновидности знаменитых на весь мир японских кимоно, непревзойденные образцы японских вышивок шелком, художественного металла, а также эмалевых изделий, значительная часть которых была создана мастерами, являвшимися официальными поставщиками двора японских императоров. Посетители выставки увидят около 90 экспонатов, треть из которых составляют никогда ранее не демонстрировавшиеся широкой публике кимоно периодов Эдо и Мэйдзи, в том числе церемониальные. Предназначенные для женщин и мужчин, юных девушек, детей и даже младенцев, эти роскошные кимоно сшиты из эксклюзивного шелка ручной работы японского производства и высоко ценившихся привозных тканей. В их украшении использованы неподражаемые, характерные только для японского традиционного искусства узоры, выполненные в техниках батика, росписи по трафарету, ручной росписи, а также вышивки шелком и металлическими нитями. Богатейшим источником узоров для украшения кимоно, служившего для художника своего рода чистым холстом или свитком, являлась природа, заимствования из мира которой часто несли поэтические ассоциации. Многофигурные композиции на фоне пейзажей могли напоминать о конкретных сюжетах, почерпнутых из классических сюжетах или мифах, свидетельствуя о вкусе и культурном уровне владельца кимоно.

об_DSC4833
Верхнее кимоно для молодой женщины Утикакэ (слева). Верхнее кимоно для молодой женщины Фурисодэ (справа)

Среди экспонатов выставки также представлены декоративные композиции и предметы интерьера, в том числе, разнообразные вазы, курильницы, экраны, подносы и шкатулки. Большинство этих вещей создавалось для членов императорской семьи или выполнялись по заказу крупных торговых компаний.

об_DSC4900
Ваза. Япония, компания Одзэки, около 1885 г. Мастер Хирацука Мохэй (слева) Курильница. Япония, около 1890 г. Мастер Сёами Кацуёси (справа)

Уникальное сочетание традиции и новаторства, характерное для эпохи Мэйдзи, особенно ярко проявилось в творчестве выдающихся японских эмальеров и художников по металлу, чьи произведения также представлены на выставке. Такого высокого художественного уровня изделия, начиная с 1873 г., представлялись Японией как на национальных индустриальных выставках в Токио, так и на международных выставках в Австрии, США, Франции, Германии, Великобритании и Бельгии, использовались в качестве дипломатических даров. Для этого отбирались предметы высочайшего уровня, поскольку государство придавало большое значение развитию культурных и экономических связей.

об_DSC4936
Подвесная ваза для цветов. Мастер Гонда Хиросуке (слева). Экран. Япония, компания Одзэки, около 1890 г. Мастер Амада Мотонобу (справа).

Все без исключения произведения, отобранные для экспонирования на выставке в Музеях Московского Кремля, отличает высочайший, не достигавшийся в другие периоды уровень исполнения, а также безукоризненный, рафинированный вкус их заказчиков и создателейоб_DSC4938
Фрагменты декора кимоно (слева) и ширмы (справа)

Статья Михаила Кондратенко по материалам пресс-релиза пресс-службы Музеев Московского Кремля. Фотографии Михаила Кондратенко. Миниатюра в заглавии составлена из фотографий пресс-службы Музеев Московского Кремля.

За дополнительной информацией обращайтесь на официальный сайт Музеев Московского Кремля  www.kreml.ru

05.07.2017

 

Добавить комментарий