Художественная выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения»

Александр 3

Третьяковская галерея представляет самый главный выставочный проект года — выставку произведений Валентина Александровича Серова (1865–1911), одного из наиболее любимых русских художников, крупнейшей и ключевой фигуры своего времени.

В.А.Серов синтезировал в своем творчестве лучшие традиции русской реалистической школы, уроки старых европейских мастеров, новаторства современных живописцев. Он не только определил развитие стиля модерн в России, но и стал предтечей авангарда. Для русского искусства Серов стал формообразующим художником. Универсализмом и парадоксальностью своего таланта он предвосхитил архетип творческой личности ХХ века.

В истории русского искусства найдется немного мастеров, проявивших себя в равной мере в живописной и графической областях. Серов — из них. Художник писал пейзажи, исторические композиции, иллюстрировал книги, оформлял спектакли, но главным в его творчестве оставался портрет.

Забелин_DSC0017
И.А.Забелин

Серов, как выдающийся портретист, создал обширную по количеству и редкую по качеству исполнения и глубине характеристик галерею образов современников, которая отражает всю противоречивость эпохи рубежа веков.

Особый огромный интерес вызывает привезенный из Дании портрет императора Александра III (1899, Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии), подаренный императором Николаем II офицерам Королевской лейб-гвардией, шефом которой был Александр III.

Восхищенные современники так охарактеризовали портрет И.А. Забелина кисти Серова: » От всей фигуры этого могучего старика, с его длинной крестьянской бородой и белыми волосами в скобку, веет Русью, Старой Русью … » Каков он на портрете, таков и в рассказах людей, близко его знавших.

Гиршман_DSC0084
Г.Л.Гиршман

Знакомство с Г.Л. Гиршман, женой предпринимателя и мецената В.О. Гиршмана, в 1903 году положило начало серии, пожалуй, самых проникновенных женских портретов в искусстве того времени. Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова. В 1911 году он создал ее знаменитый овальный портрет — своеобразный диалог с такими мастерами прошлых эпох, как Рафаэль и Энгр.

Подробно представлены театральные работы Серова, связанные с постановкой оперы «Юдифь» крупного русского композитора А.Н.Серова, отца художника. Сенсацией станет показ грандиозного (554 х 810 см) занавеса для балета «Шехеразада» на музыку Н.А. Римского-Корсакова, созданного для Русских сезонов С.П.Дягилева (1911, собрание семьи М.Л.Ростроповича и Г.П.Вишневской). В экспозиции демонстрируются портреты знаменитых деятелей балета — С.П.Дягилева, А.П.Павловой, Т.П.Карсавиной.

деревня_DSC0003

В пейзаже В.А.Серов сделал не меньше открытий, чем в портрете. В работах, посвященных русской деревне, он не стремился к внешней эффектности мотивов и, обладая умением видеть значительное в малом, выбирал самые скромные виды и явления, органично соединял пейзаж с жанровыми сценами. Для выставки отобраны лучшие пейзажи, среди которых виды окрестностей Абрамцева, Домотканова, а также местечка Ино в Финляндии (ныне поселок Смолячково), где находилась дача художника.

Станиславский_DSC0145
К.С.Станиславский

Графическая часть экспозиции уникальна по-своему. По словам И.Э.Грабаря, «Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца». Однако рисунки одного из лучших художников-графиков в русском искусстве публике знакомы в основном по иллюстрациям, так как из-за хрупкости материалов экспонируются значительно реже, чем живописные. На этот раз предпринята попытка как можно более полно представить эту область творчества художника: вместе собраны листы из 15 музеев и 4 частных собраний. На выставке можно увидеть работы Серова в самых разных жанрах и во всех возможных графических техниках: акварель, гуашь, пастель, карандашные рисунки. Выбор техники и основы рисунка диктовался характером самой натуры.

На выставке можно увидеть опыты Серова в монументально-декоративном искусстве — рисунки на античные мотивы для росписи особняка Е.П.Носовой («Аполлон и Диана, избивающие детей Ниобеи»).

Выставочный проект Третьяковской галереи — важный этап в осмыслении творчества Валентина Серова. Прошло около 25 лет с последней монографической выставки художника. Настало время взглянуть по-новому на наследие одной из самых интересных творческих индивидуальностей в истории русского искусства, актуализировать его, особенно для молодого зрителя, показать всю мощь разностороннего таланта, противоречивость и невероятную притягательность личности Серова. Обладая огромным дарованием, он не был удовлетворен своим трудом и находился в постоянном поиске. Художник добивался виртуозности исполнения своих работ ценой изнурительного труда, мук и сомнений. Реализация задуманного через преодоление себя, через большой труд — это близко современному человеку.

К выставке опубликован фундаментальный каталог, подготовлена культурно-образовательная программа. Чтобы перевести часть проекта в онлайн и расширить пространство выставки, создан специальный сайт serov.tretyakov.ru.

Ретроспективная выставка живописных и графических произведений В.А.Серова будет экспонироваться с 7.10.2015 — 17.01.2016 гг. в залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу.

Статья Михаила Кондратенко по материалам ГТГ и пресс-конференции.

 

Добавить комментарий