«Здравствуй, последний герой.» Выставка-байопик в Манеже.

«Я ждал это время, и вот это время пришло…»

В.Цой «Спокойная ночь»

Есть на свете такие феноменальные песни, которые нравятся всем: и малышам, и бунтующим подросткам, и их родителям, и даже бабушкам с дедушками. А их автором является никто иной, как Виктор Цой. В чём секрет подобного успеха у столь широкой аудитории? Ведь «последнего героя» нет с нами уже почти 32 года, а интерес к его творческому наследию по-прежнему не ослабевает. Из года в год появляются новые «Киноманы», у стены Цоя на Старом Арбате по-прежнему собираются толпы молодёжи, а юные рокеры традиционно начинают освоение игры на гитаре со «Звезды по имени Солнце». Предлагаем попробовать разобраться в этом непростом вопросе посетив грандиозную выставку-байопик «Виктор Цой. Путь героя» в Московском Манеже.

21 июня 2022 года Виктору Цою исполнилось бы 60 лет. Уникальная в своем роде экспозиция, приуроченная к этой знаменательной дате, посвящена феномену артиста и демонстрирует его разносторонние таланты. Здесь представлены более 300 экспонатов, среди которых коллекция личных вещей Виктора Цоя, редких документов и черновиков; гитары, сценические костюмы, картины, фотографии-полароиды и видеозаписи из семейного архива. Сквозь призму музыки, кино, поэзии и изобразительного искусства зритель может проследить за эволюцией личности этого уникального разностороннего артиста.

Чрезвычайно способствует погружению в атмосферу выставки аудиогид, который посетители могут бесплатно получить на время осмотра экспозиции. Девайсы, включающие в себя смартфон и наушники, не требуют от Вас никаких дополнительных действий: в каждом из 11 тематических залов выставки играет определённая музыка из различных альбомов группы «Кино». Приближаясь к тому или иному экспонату, можно услышать фрагменты концертных выступлений и репетиций; интервью с самим Цоем, а также воспоминания его друзей и коллег по музыкальному цеху.

Первый зал построен по принципу «ленты времени» — в хронологическом порядке представлены выдержки из биографических текстов, концертные афиши, документальные фото и видео. Ключевая информация о жизни Цоя представлена лаконично и при этом достаточно ёмко. Особенно тепло воспринимаются зрителем подборка любимых видеокассет артиста, среди которых «Терминатор» и «Доспехи Бога»; а также любимые пластинки с записями таких исполнителей, как «Led Zeppelin», «The Beatles» и Джимми Хендрикс.

Таинственный полумрак зала «Камчатка» приглашает посетителей почувствовать себя частью Ленинградского рок-н-ролльного андеграунда. Авторы экспозиции воссоздали антураж котельной, где работали кочегарами такие яркие представители рок-тусовки, как Виктор Цой, Александр Башлачев, и многие другие. График «сутки через трое» позволял знаменитым нынче «кочегарам» не только избежать «статьи за тунеядство», но давал возможность зарабатывать на жизнь, и при этом свободно заниматься творчеством.  К тому же, именно здесь прошли первые сольные концерты группы «Кино». В топке полыхает огонь, из угольных куч торчат лопаты и музыкальные инструменты, а на стене — проекции выступление музыкантов.

«КиноПланетарий» — зал, оформленный в космическом стиле, посвящён окружению героя. Здесь в образе планет солнечной системы предстают те, с кем Цой дружил и работал, а в центре этого круга — наш герой в образе той самой «Звезды по имени Солнце». Голоса друзей и родных, а также связанные с ними «артефакты» увлекают в невероятную вселенную артиста, помогают раскрыть для себя его внутренний мир. Среди этих «планет»- гитарист группы «Кино» и друг артиста Юрий Каспарян; сын Цоя, Алесандр; Борис Гребенщиков, который способствовал становлению Виктора как музыканта, начиная с самых его первых шагов; режиссёр Сергей Соловьёв, привлёкший Цоя к работе над культовым фильмом «Асса!» и многие-многие другие.

Виктор Цой поистине был талантлив во всех своих проявлениях. Будучи от природы довольно застенчивым человеком, ему удалось привлечь внимание миллионов не только своим творчеством, но чувством стиля, на который равнялись и которому подражали. Не зря этой грани личности Виктора Цоя посвящён целый зал экспозиции, который так и называется «Стиль». Здесь, примеру фирменные джинсы Levi’s, которые музыканту привезла из Штатов Джоанна Стингрей, вместе с кожаной курткой и шерстяным платком с бахромой, и другие не менее знаменитые «луки» музыканта. Можно подумать, что перед нами концертные образы Принса и группы «The Revolution» эпохи «Purple Rain», а не рокеров из Советского Союза. Цой безусловно испытывал сильное влияние таких западных субкультур, как «панк» и «нью вэйв», но при этом всегда остававался ярким и самобытным в своих сценических образах, привнося в них неповторимую «изюминку».

 Центральным экспонатом зала «Игла» является прозрачный шар, в котором запечатлена знаменитая сцена из одноимённого фильма Рашида Нугманова, в которой персонаж Цоя по имени Моро опускается на колени и зажигает сигарету. Благодаря блестящей игре в этой картине музыкант завоевал всенародную любовь зрителя, а после выступления группы «Кино» в рамках премьеры фильма «Игла» на кинофестивале «Санденс», Цой получил ряд предложений от американских и японских продюсеров. На сентябрь 1990 года были намечены рабочие встречи и кинопробы в Европе, Америке и Японии. По сценарию Уильяма Гибсона, знаменитого американского писателя, одного из основоположников стиля киберпанк, Рашид Нугманов должен был снять фильм «Цитадель» с Цоем в главной роли. Этому эпичному, но, к сожалению, так и неосуществлённому кинопроекту посвящён отдельный зал экспозиции, созданный совместно с режиссёром Нугмановым.

Для многих в процессе осмотра экспозиции Цой откроется с новой стороны: ведь он был не только музыкантом, поэтом, кинозвездой, но и художником. В самом большом зале, который называют «выставкой внутри выставки», демонстрируются 76 работ Цоя. Энди Уорхол, увидев у Джоанны Стингрей художественные работы Цоя, был так впечатлён, что отправил ему в подарок банку супа Campbell со своим автографом. Этот ценный артефакт также представлен на выставке.

 Виктор с детства чувствовал себя художником. К сожалению, эта сторона его творчества наименее известна широкому зрителю, хотя во второй половине 1980-х гг. Виктор принимал участие во многих выставках в СССР и за рубежом.

Кстати, впервые Цоя показали по телевизору в программе «Монитор» как одаренного резчика по дереву. Виктор интенсивно работал в области деревянной скульптуры и мелкой пластики. Им создано много миниатюр в стиле японских нецке, некоторые из которые можно увидеть на экспозиции.

В первой половине 1980-х гг. в Ленинграде началось движение «новой волны», широко проявившееся в рок-музыке, изобразительном искусстве, литературе и кинематографе. И Виктор принял активное участие в этом движении. Познакомившись с Георгием Гурьяновым, Тимуром Новиковым, Андреем Медведевым, Евгением Юфитом, Андреем Крисановым, Олегом Котельниковым и Сергеем Бугаевым (Африкой), он включился в работу группы «Новые художники» и с 1984 года участвовал в выставках этого художественного объединения. Рисовал он в своем собственном, свободном стиле, где угадывались ноты экспрессионизма и примитивизма. Излюбленными персонажами Цоя были придуманные им «квадратные» человечки. Сюжеты, в которые музыкант их «вставлял», четко отражали его мироощущение. В них присутствуют и романтика, и чёрный юмор: взять к примеру работу «Love story», на которой в виде комиксов рассказана история двух влюблённых человечков, один из которых в процессе страстного поцелуя съедает второго.

Большинство работ создавалось им в мастерских своих друзей-художников на случайно попавшихся под руки кусках бумаги, картона, полиэтилена. В конце 1980-х гг. после путешествий в США, Италию, Францию и Голландию Виктор начал менять стиль своих работ. Последние его работы выполнены в менее экспрессивной манере и носят более реалистический характер, среди них написанное незадолго до смерти артиста пророческое полотно «Дорога». Цой изобразил на нём водителя, перед которым открывается абстрактное психоделическое бесконечное пространство.

Выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя» даёт возможность не только проанализировать, но и прочувствовать исключительность личности артиста с его многогранным талантом и удивительной человеческой теплотой, о которой говорят не только тексты его песен, но и все те люди, с которыми он дружил и работал.

В финале хочется процитировать знаменитую Цоевскую «Легенду»:

«Смерть стоит того, чтобы жить,

А любовь стоит того, чтобы ждать.»

Именно эти слова из года в год выводят поклонники творчества группы «Кино» на стене Цоя. Каждый вкладывает в них своё значение. Последний зал экспозиции называется «Жизнь после жизни», и его центре — зеркальная фигура Виктора. Попадая в этот зал, зритель видит своё отражение через призму творческого наследия этого легендарного артиста. Пройдите этот удивительный путь сами и попробуйте поискать ответы внутри себя.

https://tsoyhero.com/

Выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя»

Центральный Манеж,
г. Москва, Манежная пл., д.1

Вт-Пт: с 12:00 до 22:00
Сб-Вс: с 11:00 до 22:00
каждый день,
кроме понедельника
Текст: МИКАЭЛА СМИРНОВА
Фото: ИГОРЬ СОТНИКОВ, СЕРГЕЙ УЛЬЯНЕНКОВ